Завершение газовой войны с Россией положило начало новому этапу внутриукраинского противостояния.
Официально первый выстрел после подписания московских газовых контрактов сделал Дмитрий Фирташ. Его "РосУкрЭнерго" было устранено из посреднических схем в результате договоренностей премьера Юлии Тимошенко с ее российским коллегой Владимиром Путиным. Новые газовые соглашения вызывали ожидаемое раздражение бизнесмена. Он начал активно давать интервью, принимать участие в ток-шоу, хотя раньше избегал телекамер и диктофонов. Вместе с ним публично правительство критикуют Юрий Бойко и еще несколько экспертов и политиков, лояльных к "РосУкрЭнерго".
Такое впечатление, что Юлия Тимошенко только и ожидала такого подарка судьбы. Вернее, такого противника как Дмитрий Фирташ. Лидер БЮТ обвиняет совладельца "РосУкрЭнерго" не только в газовых коррупционных схемах. Его фамилию премьер связывает с махинациями в финансовом секторе страны и использованием телеканала "Интер" для компрометации правительства. Кроме того, Фирташу закидывают поддержку нескольких политических сил, в первую очередь проекта экс-председателя Верховной Рады Арсения Яценюка.
Причиной популярности Тимошенко всегда была элементарность ее аргументов для широкой общественности. Премьер-министр никогда не перегружает слушателя сложными объяснениями, глубокими рассуждениями, разветвленными логическими выводами. Все максимально просто, понятно и доступно. Учитывая склонность человеческой природы к лености, такая риторика Юлии Тимошенко всегда собирает благодарную аудиторию.
Пример с Дмитрием Фирташем подтверждает это. Если премьер слишком детально будет объяснять причины экономического кризиса в государстве, то может и свою репутацию подмочить. Рецессия, инфляция, дефолт, дефицит бюджета, социальные стандарты — это слишком тяжелые для объяснений и восприятия термины. А так вырисовывается чучело нечистого на руку олигарха. Он выдается за причину всех неурядиц: разворовывал газ и зарабатывал на этом сверхдоходы, чем опустошал карманы украинцев на протяжении трех лет. А еще Нацбанк выдал коммерческому банку "Надра", к которому якобы имеет отношение Фирташ, большие средства по программе рефинансирования. Следовательно, именно этим была обвалена гривна.
Интимные детали раскрыты слишком рано
Следует заметить: недавно в таких же объяснениях премьера на месте Фирташа были Ахметов, Пинчук, Коломойский. А еще раньше — "люб і друзі" Порошенко, Жвания, Мартыненко, Третьяков. Схема общения Тимошенко с избирателями не изменяется, только действующие лица разные. Практически всегда одна и та же "газовая принцесса" через олигархов атакует своих основных политических оппонентов. Через "любих друзів" — Виктора Ющенко, через Ахметова — Виктора Януковича. В настоящее время фамилией Фирташа "святятся" и Ющенко, и Янукович, и Яценюк. Кажется, если бы Литвин не был тактическим союзником премьер-министра, то за бывшее сотрудничество нынешнего спикера с Сергеем Левочкиным, близким к Фирташу, били бы и по нему.
Если посмотреть на перечень этих фамилий, то видим основных конкурентов Юлии Тимошенко на выборах президента Украины. Иными словами, она использует совладельца "РосУкрЭнерго" как универсальное оружие. Возможно, сведение в кучу Фирташа, Януковича, Ющенко и Яценюка запланировано как главная тема избирательной кампании кандидата в президенты Юлии Тимошенко. Таким образом бороться действительно легче: вот хорошая "я", а там — все плохие "они".
Если такая модель сознательно избрана нынешним премьером для следующих выборов, то есть риск, что интимные детали раскрыты слишком рано. Вся кампания еще впереди, и народ будет требовать все более пикантных подробностей. Иначе интерес к этой драме будет снижаться.
Большим вопросом остается и то, захотят ли атакованные Тимошенко политические конкуренты вариться во всем этом. Вряд ли у них есть желание провести кампанию в обсуждении темы своих связей с Фирташем.
Такое впечатление, что и Ющенко, и Янукович, и Яценюк отдали инициативу и больше наблюдают за Тимошенко, чем действуют. Возможно, это сделано сознательно? Они дают премьер-министру возможность переиграть в политическом азарте саму себя и ожидают, когда она по своей же вине оступится на ровном месте?
Но не станет ли ценой такого преткновения крах для нас всех?
Комментарии