Правительство подало в парламент законопроект "Об объединении территориальных общин". Он позволит сельским и поселковым общинам укрупнить свою территорию и объединить бюджеты. Это нужно, потому что административно-территориальное устройство Украины слишком дробное, считает один из авторов законопроекта 53-летний Анатолий Ткачук из Института гражданского общества.
- У нас почти 11 тысяч сельских общин, и более 75 процентов из них - дотационные, - говорит Ткачук. - В последние годы из-за отсутствия денег основная масса полномочий от сельских советов переходит на районный уровень. Туда забрали стационарную медицину, средние образовательные учреждения. Сейчас отнимут еще и клубы и библиотеки. Перенос всех важных учреждений из сел приводит к полному вымыванию оттуда бюджетных средств. Получается парадокс: единственными плательщиками налогов на прибыль в селе являются работники сельсовета. То есть это касса по выплате зарплаты за безделье. Еще на сельских председателях делают себе звезды правоохранители - выискивают среди них коррупционеров.
Какие возможности для общин открывает этот законопроект?
- Он позволит объединяться первичным территориальным общинам - сельским, поселковым, городским. Представим сегодняшний райцентр, где теплится жизнь. Вокруг него - села. Их жители ходят учиться и работать в райцентр. Бюджетные назначения размываются по всем населенным пунктам, а райцентр, однако, не имеет даже земли для привлечения инвестиций и размещения бизнеса. То есть все заинтересованы, чтобы город, поселок и окрестные села были одним организмом. И он реально существует, но денег ему не дают.
Законопроект предлагает таким общинам объединяться, создавать общее пространство. Эту новую общину можно напрямую финансировать из госбюджета. Сразу увеличатся поступления от местных налогов с граждан. Там будет работать только один совет, и это снимет все вопросы перекладывания ответственности одним органом власти на другой. Но главное - вырастут возможности для решения внутренних вопросов. Появятся бюджеты развития общин, которые сейчас отсутствуют.
Новые общины будут соответствовать районам УССР до административной реформы 1954-1960 годов. То есть речь идет о возвращении к сталинской модели?
- Скорее, к модели времен Российской империи. Тот раздел был естественным. Была большая губерния - нынешняя область. Их трогать не стоит, потому что области как раз территорией и населением соответствуют требованиям Евросоюза. Второй уровень - уезды. Они были значительно большими, чем нынешние районы - 150-200 тысяч населения. Что касается сельских советов, то новые общины - это возвращение к прежней системе волостей на 12-15 поселений, которые формируются вокруг доминирующего среди них. Это все нормально работало.
Решение об объединении должны принимать местные советы. Такое право может реализоваться через местный референдум. Чем плоха нынешняя процедура?
- Закон "О местном самоуправлении" говорит о теоретической возможности такого объединения и никаких механизмов в нем нет. Закон о референдуме тоже этого механизма не предусматривает.
Кто заинтересован в таких объединениях?
- 70 процентам сельских голов ничего не надо, лишь бы зарплату давали и отчитываться не требовали. Кто ни придет, они скажут: "Да у меня ничего нет, денег нет - поезжайте в район". Но в каждом районе есть два-три села, где сельские головы активны и действительно хотят развиваться. Именно для них эта возможность.
Сократится ли чиновничий аппарат?
- Будет сокращение всего аппарата.
Законопроект предлагает ввести должность старосты. В чем его отличие от сельского головы?
- Сельский голова - госслужащий, наделенный властью. Староста - не государственный служащий, а просто уважаемый человек в селе, который имеет контракт с советом общины. Он следит за соблюдением прав общины. Например, вывозят ли мусор.
Некоторые называют этот закон административно-территориальной реформой. Это справедливо?
- Не совсем. Закон лишь стремится подтолкнуть тех, кто желает перемен в лучшую сторону.
среда, 21 марта 2012
09:45
Территориальной реформы не хотят 70 процентов сельских руководителей
×
Комментарии