Празднования годовщины оранжевой революции ждали и в то же время боялись. С одной стороны, эта тема является очень болезненной для миллионов украинцев. С другой стороны, празднование не могло не стать событием политическим. А политики — народ циничный, могли и испортить что-нибудь. Особенно, учитывая нынешние отношения между лидерами оранжевой революции.
Результат такой себе: ничего страшного или неожиданного политики не откололи, но и праздничного настроения явно не прибавили. На этом сходятся собеседники "ГПУ". Как и год назад, героем Майдана был народ.
— Если какой-то пессимизм и был в моей душе накануне, то Майдан все это перевернул, — делится впечатлениями народный депутат Владимир Яворивский, 63 года. — Чувствуется, что нация хочет перемен, не хочет раз и навсегда расстаться с верой. Майдан просто дышал силой, которая проявилась год назад. Очень приятно, что эта сила не угасла.
Подобные впечатления и у народного депутата Степана Хмары, 68 лет. Его также поразили многолюдность события, приподнятое настроение.
Как и год назад, героем Майдана был народ
— Все- таки для людей революция не прошла бесплодно, — говорит Степан Илькович. — Это уже другое общество. Оно знает, чего хочет. Люди пришли, потому что настроены и дальше добиваться своих прав.
— Я еще раз убедился, что мне повезло с народом, — говорит правозащитник Семен Глузман, 59 лет. — Он намного более европейский, чем власть имущие. Они слабы, импотенты, отдельно взятые и все вместе. Правда, Юлю трудно назвать импотентом, и не только потому, что она женщина. Она сильна в другом — в демагогии.
С тем, что политики в тот вечер были не на высоте, согласны все. Взаимная критика, не слишком естественные попытки имитировать прежнее единство были более чем очевидны. Свежие идеи со сцены Майдана не прозвучали.
— Риторика Юлии Тимошенко уже начинает приедаться людям, — комментирует Степан Хмара. — Хотя, по инерции, она влияет на людей своей энергетикой. Но это уже идет на спад. А относительно речи Виктора Ющенко — она абсолютно бездарна. Я удивляюсь: кто ему эти выступления пишет? Не было четкого сигнала для людей, не очерчена стратегия последующего развития страны. Президент был убедителен лишь в заверениях, что следующие выборы пройдут без админресурса.
Риторика Юлии Тимошенко уже начинает приедаться людям
Владимиру Яворивскому выступление президента не понравилось еще больше.
— Майдан хотел услышать главное — если не об объединении, то о соединении двух лагерей, – говорит он. — Люди этого ждали. Но объединительного настроения Майдан не получил. Также очень хотелось, чтобы президент больше сказал о том, что будет завтра, как будут исправляться ошибки. Вместо этого он опять критиковал предыдущее правительство.
— Я не понимаю, почему, говоря об объединении, лидеры оранжевой революции апеллируют к Майдану, — говорит Андрей Ермолаев, 36 лет, директор Центра социальных исследований "София".
— Они должны апеллировать друг к другу, принять политическое решение. Это не вопрос Майдана. Еще больше смущает то, что в риторике оранжевых лидеров появилось словосочетание "Майдан должен". Но это не Майдан должен — сами политики должны Майдану!
Семен Глузман убежден, что ошибкой было также отмечать годовщину революции так, как это было сделано.
Объединительного настроения Майдан не получил
— Это спровоцировало антагонистичные настроения в Крыму, на востоке Украины, — объясняет он.
Так же считает и Андрей Ермолаев:
— Не учли главного, чем гордились год назад, — говорит он. — Майдан тогда объединял не цветом, а желанием жить в свободной стране. Но если мы хотим свободы — не нужно конфликтовать. А во вторник страна опять увидела картинку одного цвета. Думаю, многие из тех, кто не поддерживал в прошлом году оранжевый цвет, еще раз сказали себе: в Киеве доминирует оранжевая сила. Она, мол, считает, что нужно опять побеждать, что правы только они. Значит, страна опять раскрашивается. И кто будет нести за это политическую ответственность?
Комментарии