Надежд, что с устранением генпрокурора Шокина все сразу изменится, не было. Хотя именно он олицетворял старую судебную систему, которая тормозит очищение общества. Но вряд ли кто-то допускал, что система так открыто и нагло оскалит зубы в ответ на отставку своего одиозного лидера.
Сигнал для контрнаступления подал сам Виктор Николаевич. Уже стоя, потому что кресло из кабинета вынесли, он подписал несколько приказов и распоряжений. в соответствие с ними, Виталий Мякишев стал прокурором Львовской области, Давид Сакварелидзе лишился одновременно должностей заместителя генпрокурора и руководителя прокуратуры Одесской области, а Николай Стоянов вернулся в главный прокурорский кабинет "вотчины" Михеила Саакашвили.
От брошенных Шокиным на прощание камней в правовом поле страны пошли круги.
Печерский районный суд Киева закрыл уголовное производство против бывшего председателя фракции Партии регионов в Верховной Раде Александра Ефремова. Подозревали в разжигании межнациональной вражды. Ему также вернули 60,9 тыс. грн залога.
Решением суда восстановили в должности заместителя министра молодежи и спорта бывшего "регионала" Евгения Головина, который попал под люстрацию.
Днепровский районный суд столицы упразднил представление в международный розыск ближайшего соратника Януковича Юрия Иванющенко. В криминальных кругах известный как Юра Енакиевский. Его обвиняли в разворовывании средств, выделенных по Киотскому протоколу, и в незаконном обогащении.
Бывшему министру юстиции Александру Лавриновичу вернули загранпаспорт. Его изъяли на время расследования уголовного производства, чтобы соратник Януковича не убежал из страны.
Давида Сакварелидзе, которого пригласил Петр Порошенко в команду реформаторов, в глазах общества превращают едва ли не в главного подозреваемого в исчезновении $2 млн, которые выделили США и Евросоюз на реформирование отечественной прокуратуры. Именно такой вывод напрашивается после 9-часового допроса, на который бывшие подчиненные вызывали 1 апреля вчерашнего руководителя.
И все эти демарши - в течение неполной недели после отставки Шокина.
Какое там наказание за преступления против Майдана, за грабеж государства, за подрыв государственнических принципов Украины! Представители старой системы на наших глазах из виновников превращаются на невинных жертв. Вчерашние не только поднимают головы - они проявляют силу и готовность вернуться.
Общественность должным образом ответила на выпады старой системы.
Во Львове здание областной прокуратуры забросали яйцами и залили томатным соком, а потом блокировали помещение. Так препятствовали официальному представлению. Протесты на Галичине начались раньше, чем Мякишев добрался туда из Житомира. Не согласилась и Одесса с восстановлением в должности Стоянова, потому что имеет репутацию коррупционера и прислужника режима Януковича. В знак протеста зажгли шины и перекрыли магистраль государственного значения. Митингами в поддержку Сакварелидзе ответила столица. Его увольнение считает плохо обставленной местью за реформаторский запал и выступлением против "своих".
А что власть? Как она отреагировала на серию дерзких укусов? Порошенко спешно пообещал Сакварелидзе замолвить за него словцо перед новым генеральным прокурором. Может, тот примет Давида на работу и позволит реформировать отрасль.
Президента опять не хватило на решительные шаги.
Между тем правление Шокина доказало - реформирование Генеральной прокуратуры невозможно. Из органа надзора за правосудием и теми, кто его осуществляет, она превратилась в профсоюзный комитет, который отстаивает интересы как структуры в целом, так и персональные прихоти ее членов. И делает это, не принимая во внимание интересы общества.
При таких условиях эксперты предлагают ликвидировать Генеральную прокуратуру. А ее функции передать другим структурам. Идея вполне справедлива. После создания Национального антикоррупционного бюро такой шаг будет безболезнен для правовой системы Украины.
Отечественным прокурорам и судьям нужна не "крыша", а надзор.
Комментарии