Кампании "Нефтегаз Украины" и российский "Газпром" подписали меморандум о создании совместного предприятия по добыче шахтного метана - газа, который залегает в угольных пластах на территории Украины.
- Это важное событие года, но с огромным знаком "минус", - говорит 45-летний Михаил Гончар, директор энергетических программ центра "Номос". - Прежде всего потому, что "Газпром" не имеет необходимого опыта в добыче газа из метаноугольных пластов. Американские компании, например, такое практикуют еще с 1977 года. Почему-то украинская правительственная сторона ищет партнеров по принципу "мир клином сошелся только на "Газпроме". Будь то шельф Черного моря - русский партнер, угольный метан - снова русский партнер. На что указывает "Газпром", то украинская власть ему и передает. А указывает он в как раз на сферы отечественной добычи газа, которые в перспективе могут составить конкуренцию русским поставкам. Учитывая революцию в добыче сланцевого газа и большие украинские залежи угля, россияне решили сделать шаг на опережение. А наша власть - пластилиновая правительственная команда, которая делает то, что велит "Газпром".
Конечно, шансы на реализацию эффективного предприятия, которое будет добывать метан по технологии "Газпрома", - довольно призрачные. И в этом, конечно, есть позитив. То же касается и проекта добычи газа из шельфа Черного моря.
Большая опасность в том, что, возможно, настоящими соглашениями отвлекают внимание от готовящихся более серьезных вещей. И стиль поведения российской стороны – как раз в том, чтобы под зимние праздники в Европе сделать какие-то сюрпризы. Не исключено, что в этот период будут какие-то соглашения о газотранспортной системе Украины. И даже официальный комментарий "Газпрома" после меморандума по добыче метана содержал такую фразу: "Консолидация наших усилий состоит в логике инициатив по интеграции деятельности обеих компаний". Это уже выходит за пределы соглашения о метане. Очевидно, многое остается за кадром.
Комментарии
1