— Никаких плюсов в объединении "Газпрома" и "Нефтегаза" нет, хоть их активно ищут в "Нефтегазе" и Минтопэнерго, — говорит эксперт. — За объединением двух структур скрывается поглощение "Нефтегаза". Он перестанет существовать как государственная компания. Активы "Газпрома" в 15 раз больше. Украинская сторона со своими 7 процентами акций станет миноритарным акционером, который ни на что не будет влиять. Слова Януковича об объединении в пропорции 50 на 50 — из разряда несбыточных фантазий. Чего ради "Газпром" будет передавать половину акций, если у него должны быть 93 процента? Объединение будет служить только российским интересам. Украина лишится не только "Нефтегаза", но и всего газового сектора. По нашей территории будут прокладывать трубы, перекачивать газ, а мы будем довольствоваться крошками с барского стола.
Украине консорциум выгоден лишь в случае, если Европа подтвердит гарантии потребления газа, а Россия — загрузку нашей ГТС. Но таких гарантий они не дадут.
Говорят,
после объединения компаний Россия
увеличит объемы транзита газа.
— Она не сможет этого сделать, если Европа не захочет покупать больше. Потребители Евросоюза увеличивают поставки сжиженного газа из Катара, наращивает добычу природного газа Норвегия, есть перспектива импорта сланцевого газа из США, стремительно развивается ветровая и солнечная энергетики. До 2020 года потребление ископаемых ресурсов Европа планирует уменьшить на 20 процентов. Это и тревожит Россию и "Газпром". Потому масштабные проекты типа "Северный" или "Южный" потоки имеют своей целью создать систему манипулирования объемами, ценами и направлениями поставок газа в Европу.
Почему
Турция отложила согласование строительства
газопровода "Южный поток" через свою
экономическую морскую зону?
— Интересы Турции и России являются конкурентными. Анкара сама хочет играть роль стратегического звена в транзите энергоресурсов из Азии в Европу. Турция является участником проекта "Набукко", который предусматривает транспортировку газа в том же направлении, но без России. Рано или поздно этот конфликт интересов должен был сработать.
Маршрут через турецкую морскую зону длиннее и увеличивает стоимость проекта "Южный поток". Россия просила у Турции разрешения на поисковые работы, чтобы не иметь дела с "оранжевой" властью Украины, которая требовала бы каких-то уступок.
"Южный
поток" могли проложить через нашу
морскую зону?
— Несговорчивость Турции нам на руку. Москве нетрудно будет получить разрешение у новой украинской власти на маршрут через наши берега.
Украине невыгодно строительство "Южного потока", потому что уменьшится транзит газа через нашу газотранспортную систему. Но вряд ли этот проект выйдет на мощность прокачки 63 миллиардов кубометров газа в год. Пока он является механизмом политического и психологического давления на украинское руководство относительно передачи "Газпрому" нашей газотранспортной системы. Предыдущая власть оказывала этому сопротивление. Вместо этого на днях в Верховной Раде зарегистрировали законопроект Василия Киселева относительно отмены запрета на сделки с украинской ГТС. Это шаг к сдаче всего нашего газового сектора.
Может
ли воплотиться идея трехстороннего
газового консорциума — Украина, Россия,
Европа?
— Эта идея была промежуточной. Сейчас речь идет лишь о двустороннем формате. Кремль почувствовал, что может обойтись без Европы и движется к поглощению украинского газового сектора. При нынешних обстоятельствах Евросоюз сюда не движется, ведь Россия и Украина обсуждают вопрос объединения активов. А европейские компании работают совсем в другом правовом поле. У них один субъект хозяйствования не может заниматься и добычей, и транспортировкой, и дистрибуцией газа. Такие же правила будут действовать в Украине, если она присоединится к Европейскому энергетическому содружеству. Потому Москва форсирует события.
Комментарии