Старший научный сотрудник Атлантического совета США и председатель общественной организации "Оранжевый круг" Адриан Каратницкий, 52 года, не видит опасности для демократии в Украине и считает, что два противодействующих в настоящее время лагеря могли бы поладить
Насколько безотлагательным для украинских национал-демократов является их объединение?
Им нужно уже сейчас объединяться не только ради Украины, но и для самосохранения. Последние годы национал-демократы переживают кризис. За исключением нескольких лиц, они не присутствуют в серьезной политике. И объединение — единственный способ вернуться на политическую арену и играть там весомую роль. В то же время национал-демократы должны понять, что им нужно придерживаться четкой экономической линии — ультралиберальной, благосклонной к развитию рыночной экономики. А в некоторых течениях украинских национал-демократов многовато популизма. Очевидно, это также следствие их оторванности от ежедневной прагматичной политики.
Видите ли Вы какие-нибудь признаки расположенности к национальной идее у Виктора Януковича?
Думаю, донецкая группа не намеревается быть какой-то " пятой колонной" России или интегрироваться с ней. Она хочет как можно лучше реализовать свои экономические интересы, которые "донецкие" видят частично на Западе, частично — на Востоке. Но у них отсутствует патриотическая идея. Есть такой себе меркантильный патриотизм — и нет ценностей.
Кучме легче было смотреть в сторону Запада
Каждый народ, государство имеют своих основоположников, героев, свою историю. А у "регионалов" концепции истории своего государства нет. По крайней мере, она не ощущается. Если что-то и есть, то невыразительное и нечеткое. А без этого общего для всех исторического мифа излишне говорить о Партии регионов и национал-демократической идее. Если тех политиков спросить, что они считают своим политическим или историческим наследием, не думаю, что получим четкий ответ. Для современной политической жизни это аномалия.
Что могло бы побуждать Виктора Януковича и Партию регионов к более активному продвижению Украины в сторону Запада?
Политики склонны изменяться. Скажем, общение с западным миром повлияло в свое время на Леонида Кучму. Нельзя исключать такой трансформации и в Януковиче и его партии. И все же главные источники влияния на них будут внутри Украины, а не извне. Президент, политические силы вне правительства могут влиять сильнее, чем Запад. Конечно, Европа, НАТО должны поддерживать контакты и с украинским правительством, и с оппозицией, держать открытыми двери для интеграции Украины. Заграничные сторонники украинской демократии должны добиваться, чтобы Украина шла путем европейской и е вроатлантической интеграции. Но главными будут внутриукраинские дебаты.
Вполне возможны диалог и сотрудничество между президентом, его сторонниками и Партией регионов. Понятно, что сейчас в результате конституционных изменений продолжается острая борьба, которая вредит взаимопониманию. Но когда все станет на свои места, полномочия президента и премьера будут понятными, преодолеть разногласия будет легче. Партия регионов не имеет большинства в парламенте. К тому же, внутри ее нет единодушия в виденье внутренней или внешней политики. Не сказал бы, что там имеется нестабильность, однако среда не совсем устоявшаяся. А потому открыта для перемен.
Мог бы Янукович стать более искренним, чем Кучма, сторонником западных ценностей?
Трудно сказать. Главным вопросом является российский газ. Когда-то в России был слабый, обремененный чеченской войной президент Ельцин. Политика Москвы относительно Украины не была такой агрессивной, как теперь. Потому Кучме легче было смотреть в сторону Запада. Теперь другая ситуация. И пока цена на российский газ для Украины не станет ниже европейской, до тех пор будет эта склонность к многовекторности. Независимо от воли президента и населения.
Надеются ли в США, что в Украине упразднят конституционную реформу и прозападный президент получит прежние полномочия?
В американской экспертной среде рассуждают так. Если сейчас президенту вернуть его прежние полномочия, то опасений относительно Виктора Ющенко нет. На протяжении года, имея эти мощные рычаги, он сдержанно ими пользовался, позволял правительственной и политической системе работать свободно. Поэтому если при власти такой демократичный президент, то отмена конституционной реформы не станет возвращением к какой-то тирании. Но неизвестно, как случится в будущем. Все-таки сосредоточение в одних руках такой большой власти способно повернуть страну к авторитаризму.
Потому более актуальным кажется четкое определение Конституционным судом нынешних полномочий президента. В частности, в сфере внешней политики и безопасности. В принятых в 2004 году поправках есть много неточностей, которые нужно устранить.
У нас часто говорят о вероятности досрочных выборов. Насколько это было бы целесообразным?
В Америке такого вопроса не обсуждают. Собственно, нынешняя ситуация в Украине не дает оснований для тревоги. У президента даже в условиях реформированной Конституции большие полномочия. Ни одна политическая сила не имеет двух третей в парламенте. Поэтому украинской демократии ничего не угрожает.
Продолжится ли соперничество США и России за Украину?
Если будет соперничество за Украину между демократическим миром и Россией, то ценности демократии победят. США будут играть в этом значительную роль, но большой вес будет иметь и Европа, да и сама Украина. Она не играет пассивной роли. Во власти, в оппозиции, вокруг президента достаточно людей, которые не хотят быть марионетками России или кого-либо другого. Лично я не чувствую, что кто-то в Украине готов сдать суверенитет и независимость, хочет вернуться назад, выстроить с Россией что-то вроде конфедерации. Это касается и капитала, который стоит за Партией регионов. Вряд ли их может привлекать российская модель. Они видят, как сидит в тюрьме Ходорковский, а Березовский с Гусинским вынуждены были бежать за границу. Никто в Украине не желает сосредоточения власти в одних руках. В конечном итоге, так же, как и украинского Путина, который полностью контролировал бы политику и экономику.
Комментарии