Российский политолог Станислав Белковский, 35 лет, говорит, что сегодняшние украинско-российские отношения — самые худшие за весь постсоветский период существования двух стран и превидит, что ситуация изменится после прихода к власти в России другой элиты.
Какую позицию сегодня занимает Кремль относительно досрочных парламентских выборов в Украине?
— Еще в конце 2004 года президент России Владимир Путин понял, что его стратегия относительно Украины не работает. А у него есть одна психологическая проблема. Путин откладывает в ящик те вопросы, в которых раньше не достиг успеха. Поэтому Кремль охладел к Украине в политическом смысле. Но она остается потребителем газа и других энергоресурсов, потому с бизнесовых позиций продолжает интересовать Москву.
Уже в парламентские выборы в Украине 2006 года Кремль не вмешивался. Его политтехнологи исключительно на коммерческих принципах работали только на маргинальный Блок Наталии Витренко.
Ведущие украинские политики в последнее время не обращают на Кремль такого серьезного внимания, как это было раньше. Собирается ли Россия как-то изменять ситуацию?
— Партия регионов отказалась от любой кремлевской помощи еще на предыдущих выборах. Пока при власти Путин и его команда, ничего принципиально не будет изменяться. Только новая российская элита способна создать новый уровень заинтересованности с обеих сторон.
Сотрудничество Виктора Януковича с американскими политтехнологами оказалось более продуктивным, чем с российскими. Собираются ли россияне отвоевать себе украинский рынок?
— Не нужно преувеличивать роль любых политтехнологов вообще — ни американских, ни российских. В 2004 году не российские политтехнологи проиграли выборы. Их провалили Медведчук вместе со своей компанией. Всю кампанию они построили исключительно на авторитарном механизме. Хотели вынудить народ признать Януковича президентом независимо от реальных результатов выборов. Именно это привело к Майдану, а не неудачная работа российских специалистов.
Так же и в 2006 году. Партия регионов просто осознала собственные ошибки. Именно это помогло ей достичь успеха, а не помощь американцев. Хотя сейчас "регионалы" склоняются к такому сотрудничеству уже сугубо психологически. Для них американцы — уже своеобразный символ успеха. Сначала победы "оранжевых" 2004-го, потом — их собственной.
На нынешних выборах кремлевские политтехнологи работать не будут, потому что окружение Путина не даст на это согласия. Независимые же российские специалисты будут помогать многим политическим силам в Украине. Однако их работа не будет решающей в судьбе этих сил.
Тимошенко не станет премьером
Следовательно, нынешние отношения Украины и России никак нельзя назвать партнерскими?
— Конечно. Сейчас они являются самыми худшими за весь постсоветский период существования двух держал. В значительной степени по вине российского руководства. Оно не предлагает никаких идей относительно стратегического партнерства с Украиной. Такие идеи появятся только тогда, когда Путин оставит Кремль в следующем году.
Какими являются сейчас механизмы решения спорных вопросов между Украиной и Россией?
— Механизм один — ответы на драматичные для обеих стран вопросы откладываются. Владимир Путин и Виктор Ющенко друг другу не доверяют. Да и вообще доверия нет между элитами двух стран.
Почему же тогда руководитель Секретариата украинского президента Виктор Балога ездил в Москву?
— Это был сугубо формальный визит. Он абсолютно ни к чему не привел. Балога просто договорился о визите в ближайшее время Путина в Украину, который тоже не даст никаких конкретных результатов.
Возможно, создание после выборов 30 сентября широкой коалиции как-то повлияет на позицию России?
— В политическом смысле Россия сейчас влияния на Украину не имеет. И создание коалиции Партии регионов и "Нашей Украины" никоим образом не повлияет на последующие украинско-российские отношения. Хотя Россия продолжает влиять на Украину, но исключительно через сотрудничество мощных бизнесменов обеих стран.
В начале этого года вы прогнозировали, что досрочные выборы приведут к серьезному расколу в Украине. Сейчас такой прогноз еще актуален?
— Уже нет. Будет присутствовать только фактор публичного раскола. Политики будут использовать лозунги, направленные на одну часть страны. Это будет делаться для того, чтобы максимально повлиять на свой электорат.
Возможно, в Украине все-таки есть какой-то политик, к мнению которого прислушиваются в Кремле? В Киеве иногда продолжают называть фамилию руководителя администрации президента Кучмы Виктора Медведчука.
— Ни к кому не прислушиваются. И как бы политики и эксперты не пытались выработать новую идеологию российско-украинских отношений, при Путине не будет ни одного прорыва.
Кто сейчас использует самые удачные предвыборные технологии в Украине?
— Самый яркий политик и в то же время политтехнолог — Юлия Тимошенко. Ее предвыборная кампания будет лучшей. Однако после выборов премьером она не станет. Теперешние условия не дадут ей этого сделать.
Может ли появиться новая политическая сила, которая бы составила конкуренцию Партии регионов на востоке и на юге Украины?
— Такая сила может появиться к следующим парламентским выборам. Ведь в Харькове, Днепропетровске и других областях есть много недовольных деятельностью Партии регионов. А именно тем, что партия подконтрольна "донецким", а не всем восточным регионам, которые обеспечивают на выборах ее победу.
Будет ли продолжать Кремль давить на Украину с помощью газа при пути нском преемнике?
— Многое будет зависеть от того, кто будет этим преемником. Но в любом случае он будет пытаться поднять цену на газ. Однако не стоит рассматривать это как механизм политического влияния. Сам Путин является одним из акционеров "Газпрома". Поэтому он работает с Украиной в первую очередь как представитель большой бизнес-корпорации, а не государства. И повышение цен на российский газ для Путина — вопрос бизнеса, а не политики. Так же будет относиться к этому и его преемник.
Комментарии
1