Российский премьер-министр Владимир Путин в воскресенье заявил, что возможные проблемы с оплатой Украиной природного газа повлияют на транзит сырья в Европу. К такому выводу он пришел после телефонного разговора с премьер-министром Юлией Тимошенко. Глава украинского правительства сообщила, что президент Виктор Ющенко блокирует перевод денег.
— Кремль ставит за цель показать Евросоюзу ненадежность Украины как транзитера, — считает Михаил Гончар, 46 лет, руководитель энергетических программ центра "Номос". — Путин решает несколько задач. В европейском контексте это — недвусмысленное послание Евросоюзу. Российский премьер намекает: если "Нефтегаз" не сможет рассчитаться, то Россия прекратит подачу газа и Украине, и Европе. Мол, Киев обращался раньше к вам за финансовой помощью, но вы не предоставили.
Второй посы л носит внутриукраинский характер и направлен на дальнейшее углубление раскола между президентом и премьером в контексте будущих выборов. С одной стороны, Путин обвиняет Ющенко в том, что он осложняет "Нефтегазу" выполнение своих договорных обязательств перед "Газпромом". С другой — косвенно по ды грывает Тимошенко: мол, она делает все, что может, но президент ставит ей палки в колеса.
Не потому ли прозвучало это заявление, что приближается срок очередной уплаты за газ?
— Безусловно. Хотя еще недавно руководство "Газпрома" выражало оптимизм относительно уплаты "Нефтегазом" счетов за газ. Кроме того, раскручивают технологию психологической напряженности между Украиной и ЕС, как это было летом, когда даже председателя Еврокомиссии Россия убедила в том, что в августе возможен срыв снабжения. Хотя технологически это невозможно.
Параллельно Москва пытается навязать "Нефтегазу" получение кредита от российской офшорной компании "Тройка-Диалог" на сумму четыре миллиарда долларов. Кабмин также настаивает на этом. Хотя условия кредита обременительны, а график выплат — достаточно жесткий. Во времени он может совпасть с другими выплатами "Нефтегаза", что осложнит положение компании.
Нужна ли теперь Украине финансовая помощь от Европы или России?
— Объективно — нет. Когда раньше об этом просила Юлия Тимошенко, средства были нужны для закачки газа в подземные хранилища. Сейчас они заполнены. Поэтому лишние долги "Нефтегазу" не нужны. А у "Газпрома" сегодня резко ухудшается финансовое положение. Монополия втрое увеличивает объем займов, резко сокращает свою инвестиционную программу. И чтобы отвлечь внимание от проблем "Газпрома", раздувается шумная кампания о том, что он вышел на прошлогодние показатели добычи. Параллельно "Газпром" дает жесткие рекомендации своим потребителям разработать меры по замещению газа другими видами топлива на протяжении отопительного сезона. Поэтому, пытаясь "помочь" "Нефтегазу" кредитом, Москва стремится выручить "Газпром".
Все это накладывается на предвыборную ситуацию в Украине. Россия старается сыграть свою роль, хотя официально это отрицает. Выставляет свое проявление внимания к Украине как заботу об оплате за газ.
Может ли премьер другого государства делать вывод о нашей платежеспособности?
— Это выходит за пределы этики отношений двух государств и является беспрецедентным вмешательством не только в дела Украины, но и в корпоративные дела коммерческого субъекта. Для Путина наши суверенитет и независимость ничего не значат. Более значимы для него деньги и любимая игрушка — "Газпром". Ради удовлетворения прихотей и сохранения этого колосса на глиняных ногах, накачанного политическим ресурсом, он готов идти на все.
Путин ведет себя так относительно Украины, потому что ему это позволяют наши власти предержащие. Никакой реакции из Кабмина на такие унизительные для премьер-министра вещи нет. Если так пойдет и дальше, то со временем Путин, наверно, будет оперировать бухгалтерскими документами "Нефтегаза".
"Тимошенко согласится на уступки, которые удивят всех"
— Украина законтрактовала газа больше, чем обычно, — замечает Гжегож Слюбовский, комментатор польского издания "Впрост". — Премьер Юлия Тимошенко уверяет, что на встрече с Владимиром Путиным в Гданске договорилась: Украина будет платить исключительно за использованный газ. Что пообещала ему за это "очаровательная Юлия"— обе стороны молчат. И как раз перед президентскими выборами в Украине Владимир Путин поднимает ставку и вспоминает о деньгах, от которых теоретически уже отказался.
Юлия Тимошенко знает, что располагает небольшим полем для маневра: в стране выборы, грипп. И видимо, уже скоро согласится пойти на уступки, которые удивят всех.
Правительство России стремится контролировать украинские газопроводы. У нас польское правительство подписало контракт с "Газпромом", и государство практически потеряло деньги за транзит газа в Германию.
Дмитрий ГАМАШ
Комментарии
1