Посол Франции в Украине Жан-Поль Везиан, 61 год, сожалеет, что его государство пока что посещает немного украинцев.
Франция имеет опыт трех периодов так называемого политического сосуществования — когда президент и большинство в парламенте, а, следовательно, и правительство, являются политическими оппонентами. Можно ли говорить о схожести с нынешней украинской ситуацией?
— Похожим является, по крайней мере, то, что для нынешней Украины ситуация настолько же нова, как для Франции 1986-го. Тогда президентом был социалист Франсуа Миттеран, а премьером стал его оппонент Жак Ширак. В то же время институты Пятой республики в основном выстроены так, чтобы позволить президенту опираться на большинство в парламенте.
Но ситуация 1986 года у нас сложилась после 30 лет функционирования институтов власти. Они уже были хорошо налаженными. В Украине получилось наоборот — ситуация "сосуществования" уже есть, а измененную в 2004-м Конституцию еще не испытали.
Что больше способствовало стабильности в периоды "сосуществования" во Франции — четкое законодательное разграничение полномочий или уровень политической культуры?
— Какими бы совершенными ни были институты, они ничего не стоят без людей, благодаря которым функционируют. И в ситуациях, о которых мы говорим, многое зависит от стремления к компромиссу. Во Франции это очень помогало во время периодов "сосуществования". А один из них продолжался целых пять лет — с 1997-го по 2002-й. Президентом был правый Жак Ширак, а премьером — социалист Лионель Жоспен. Конечно, были определенные столкновения и противоречия. Но наличие стабильных институционных механизмов и зрелой политической культуры сделало свое дело.
Важно, что во Франции любое назначение на высокие государственные должности требует обсуждения на Совете Министров, а, значит, контрассигнации от премьера. Поэтому президент и правительство всегда должны находить компромисс в кадровых вопросах.
В Украине сторонники ослабления президента и усиления парламента ссылаются на европейский опыт: мол, в Европе типичной является именно парламентская модель...
— Политические системы Западной Европы, от монархий до республик, действительно имеют, скорее, парламентскую природу. Однако в каждой отдельной стране она может быть выражена больше или меньше. К тому же существуют отличия и в самих парламентских моделях.
Во Франции мы имеем дуалистическую парламентскую систему: рядом с подотчетным парламенту правительством есть президент, который имеет значительные полномочия. Если глава государства может опереться на поддержку парламентского большинства, то фактически становится главкой исполнительной ветви власти. Но роль его остается весомой, даже если он вынужден договариваться с политическими оппонентами, когда они контролируют парламент и формируют правительство.
Может ли результат нынешних президентских выборов во Франции повлиять на ее позицию в отношении европейской интеграции Украины?
— У Франции в отношении этого нет какой-то особой позиции. Мы руководствуемся решениями, принятыми всеми членами Европейского Союза. Отношения с Украиной развиваются в рамках европейской политики соседства, а на смену нынешнему Договору о партнерстве и сотрудничестве предлагается усиленный договор с перспективой создания зоны свободной торговли.
В прошлом году украинцы получили около 40 тысяч французских виз
И кто бы ни стал новым президентом Франции, он вынужден будет придерживаться этих общих для Европейского Союза решений. А важнейшие из них принимают в ЕС консенсусом, то есть единогласно. Поэтому ни один член Союза не может сам решать вопрос вступления или невступления того или иного государства.
Недавний социологический опрос засвидетельствовал, что 56 процентов французов поддерживают присоединение к ЕС Украины. Больше поддержка только в Польше. Как вы это объясняете?
— Для французов, независимо от уровня их знаний по географии, ваша страна расположена в Европе. Кроме того, события конца 2004 года создали украинцам имидж смелого, свободного и политически зрелого народа.
Но что касается вступления Украины в ЕС, то убежден и в другом. Социологическое исследование также засвидетельствовало бы, что французы в первую очередь желают "переваривания" Союзом предыдущих волн расширения, а уже потом — нового увеличения числа членов. Ведь еще несколько лет назад в ЕС было 15 стран, а сейчас — 27.
Еще в 2004 году Франция и Украина достигли двустороннего соглашения об упрощении визового режима. Внедряется ли это на практике?
— Да. И это несмотря на то, что соглашение об упрощении визового режима между Украиной и ЕС было парафировано только недавно и вступит в силу в среднесрочной перспективе. Мы уже сейчас стараемся выдавать многократные визы с длительностью пребывания до 90 дней и сроком действия от 6 месяцев до нескольких лет определенным категориям — бизнесменам, журналистам, госслужащим. Таких виз — около 10 процентов от общего количества, причем часть из них выдаем бесплатно. Например, студентам, которые едут на учебу во Францию. Или людям, участвующим в проектах двустороннего франко-украи нского сотрудничества.
Много ли украинцев едут во Францию вообще?
— К сожалению, мы пока что принимаем очень мало ваших соотечественников. Хотя Франция является мировым лидером среди туристических направлений — в прошлом году ее посетили 76 миллионов туристов. Наверное, поездки во Францию все еще слишком дороги для украинцев.
В прошлом году мы выдали около 40 тысяч виз разных категорий: для бизнеса, учебы, семейных визитов, туризма и тому подобное. В то же время отказали только около 10 процентам просителей виз, что отвечает среднему уровню в странах Шенгенского пространства. Заверяю, что такие отказы никоим образом не являются своеволием. Мы лишь придерживаемся действующих в этой сфере правил и требований. Например, отказываем, если проситель предоставляет неполное досье или просроченные или поддельные документы.
Комментарии