23 июня в окружной административный суд города Киева подала два иска лидер фракции "Батьківщина" Юлия Тимошенко. Она требует упразднить постановление Кабмина от 27 апреля 2016 года № 315 об уравнивании цены газа для населения и промышленности. А также - постановление Национальной комиссии по регуляции энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) от 9 июня 2016-го №1102. В нем идет речь об увеличении тарифов на централизованное отопление и горячее водоснабжение.
Правительство превысило свои полномочия, говорят юристы "Батьківщини". Оно вмешивается в хозяйственную деятельность Укргазвидобування и Нафтогаза. Потому что государство владеет этими предприятиями. Устанавливает цены при отсутствии свободного рынка природного газа и возможности выбирать, у кого покупать топливо. Также не учитывает размер доходов людей. А Нацкомиссия нарушила процедуру. Действовала без экономического обоснования, не учла последствия для потребителей. Новые тарифы должны были одобрить на заседании НКРЭКУ по инициативе комиссии или теплопоставляющих организаций. Если рост тарифов инициируется теплопоставщиками, должны быть документы, которые подтверждают необходимость их увеличения. Стоимость для каждой организации нужно обсуждать отдельно. Но тарифы для 169 теплопоставщиков приняли через три дня после объявления новой цены на газ. За такое время их нельзя исследовать как следует и экономически обосновать. Об этом идет речь в исках Юлии Тимошенко.
- Национальная комиссия превысила свои полномочия. Она установила тарифы на те виды услуг, на которые не выдает лицензий. Это - отопление и горячее водоснабжение, - говорит юрист 34-летний Николай Титаренко. - Цены на тепло выросли, несмотря на то, что есть задолженность выплат пенсий и зарплат. Это запрещено законодательством. Нарушена процедура при голосовании за новые тарифы на заседании комиссии. Шесть человек не исследовали документы, выводы компетентных органов. За 15 минут приняли тарифы для 169 предприятий
Есть ключевые вещи относительно подобных решений. Это - компетентность, порядок принятия и целесообразность увеличения тарифов. Укргазвидобування имеет более низкую себестоимость добычи топлива, чем то, что должны платить по новым тарифам. Средства из госбюджета на субсидии исчезают неизвестно куда. Их не направляют на модернизацию газотранспортной системы, утепление домов. Природные богатства принадлежат народу, написано в Конституции. Газ собственной добычи предназначен для потребностей населения, указано в законе "О ценах и ценообразовании". Мы - за рыночную стоимость продукта. Но рынка в Украине нет. Потребитель не виноват в этом. Он не имеет возможности выбирать. Если бы шла речь о покупке черной икры, ситуация была бы другой. А от газа люди отказаться не могут. Вынуждены платить безумные деньги.
- Тарифы не являются экономической категорией давно. Они стали политикой, говорит эксперт по энергетике Валентин Землянский, 40 лет. - На них влияет Международный валютный фонд. Правильно будет, если стоимость газа в Украине будет равняться стоимости импортного топлива, говорят в фонде. Но это лишь теоретически. Тарифы не сопоставимы с доходами граждан. Украинцы платят за коммуналку половину заработанного. В Европе на это тратят 10, а зимой - до 20 процентов семейного бюджета.
Стоимость повышать нужно. Но она должна увеличиваться вместе с доходами населения. Люди не смогут платить нынешний тариф. В итоге средства не поступят ни на субсидии, ни на развитие отечественной газодобычи.
3 гривны 60 копеек за кубометр - это оптимальный вариант для тех, кто потребляет до 2500 "кубов" в год. А таких у нас 75 процентов семей.
Комментарии