вторник, 15 апреля 2014 09:52

От посадки до взлета: реалии украинского рынка хендлинговых услуг

Развитие пассажирских перевозок невозможно без широкого спектра сервиса в аэропорту — часть их, которые предоставляются авиакомпаниям и пассажирам, называются хендлинговыми услугами. Такие в Украине на протяжении многих лет предоставляет ООО "Свисспорт Украина". Компания основана в 2006 году на базе "дочки" авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) ООО "Интеравиа" и швейцарской компании Swissport International Ltd, которая вошла в ее капитал.

Швейцарцы фактически за бесценок приобрели у тогда еще государственной компании контрольную долю в размере 70,6%, за МАУ остались 29,4%. Со стороны государства договор заключала руководитель Фонда госимущества Валентина Семенюк, а правительство, которое утверждало договор, тогда возглавлял Виктор Янукович. Случайно ли это совпадение?

До продажи "Интеравиа" была успешной и прибыльной компанией, занимала ведущие позиции на хендлинговом рынке. Поэтому Swissport International Ltd и обратила на нее внимание как на привлекательный объект инвестирования. Но дальше красивых обещаний о больших вливаниях в "Свисспорт Украина" дело у швейцарцев не пошло. Иностранные инвестиции ограничились суммой 24 тыс. грн, внесенной в уставный капитал.

Швейцарцы назначили генеральным директором украинской "дочки" своего человека Владимира Семенченко, который навязал второму акционеру, авиакомпании МАУ, эксклюзивный договор на три года, к тому же без права досрочного расторжения, на крайне невыгодных условиях. Согласно ему, МАУ должна была закупать у ООО "Свисспорт Украина" услуги по наземному обслуживанию по ценам, которые значительно превышали рыночные.

Такое фактически "выкачивание" денег длилось до прихода в 2011 году в МАУ частного инвестора. Тогда теневые схемы поставили под сомнение. Авиакомпания не раз пыталась найти компромисс в установлении рыночных цен на услуги хендлинга и урегулировать конфликт, соглашаясь в обмен продлить срок действия договора с "Свисспорт Украина". Но руководство "Свисспорт Украина" не хотело ничего слышать.

Позже МАУ провела тендер на закупку хендлинговых услуг, где победила компания "Аэро Хендлинг". Это рассердило швейцарских партнеров. Вице-президент Swissport International Ltd Марк Скиннер пообещал размыть долю МАУ в их общей "дочке". И 6 марта 2012 года Swissport International Ltd провела внеочередное общее собрание участников ООО "Свисспорт Украина", на котором 70,6% голосов со швейцарской стороны решили увеличить уставный фонд предприятия. Представители МАУ с своими 29,4% голосов были против, но их мнения не спрашивали.

Швейцарцы проигнорировали и устав, и договор участников ООО "Свисспорт Украина", согласно которым такие решения могут принимать лишь при наличии не менее 75% голосов "за". Эксперты охарактеризовали такие действия Swissport International Ltd как рейдерство. Однако, кроме рейдерства, речь идет по меньшей мере и о применении двойных стандартов — международная компания, ценные бумаги которой вращаются на фондовых рынках Европы, попыталась захватить долю партнера в украинском бизнесе.

На случай подобных нарушений устав и договор участников ООО "Свисспорт Украина" предусматривали такое: потерпевшая сторона имеет безоговорочное право выкупить долю у стороны-нарушителя. А нарушитель обязан продать свою долю в компании. Поэтому 22 мая 2012 года МАУ сообщила Swissport International Ltd об имеющемся нарушении и предложила швейцарской компании подписать договор купли-продажи 70,6% акций по обусловленной в договоре цене. На что представители Swissport International Ltd никак не отреагировали.

В конечном итоге МАУ не имела другого выхода, как обратиться в суд. По рассмотрении всех доказательств нарушений Хозяйственный суд Киева 26 октября 2012 года вынес решение, которым признал заключенный Договор о передаче авиакомпании МАУ доли 70,6% ООО "Свисспорт Украина", а также признал за авиакомпанией МАУ право собственности на долю 70,6% в ООО "Свисспорт Украина". Через полгода, 27 марта 2013-го, апелляционный суд, рассмотрев апелляцию швейцарской стороны, оставил решение Хозяйственного суда Киева в силе.

Проиграв публично в судах, Swissport International Ltd попыталась привлечь европейский и украинский админресурсы, чтобы решить конфликт на свою пользу. Компания направляла письма президенту и вице-президенту Еврокомиссии с требованиями вмешаться, но в ответ получила культурный, однако однозначный отказ. Швейцарцы пытались даже ввести в заблуждение Чрезвычайного и полномочного посла Швейцарии в Украине.

В то же время подключение украинского админресурса дало результаты. "Помощь" поступила из окружения бывшего президента страны Виктора Януковича. В частности уже экс-гендиректор "Свисспорт Украина" Владимир Семенченко, который на тот момент обслуживал интересы группы одесских бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского, помог представителям Swissport International Ltd установить контакт с тогдашним первым вице-премьером Сергеем Арбузовым и заручиться его поддержкой.

Арбузов решил вопрос в присущем ему жестком стиле — "повлиял" на судей Высшего хозяйственного суда Украины. Поэтому 2 октября 2013 года ВГСУ на очень сомнительных основаниях отменил решение Киевского апелляционного суда, вернув дело в суд первой инстанции.

Но правила бизнеса в Украине изменились. Больше не существует "телефонного права". И судебные решения, принятые по звонку сверху, нужно пересмотреть. А решение ВГСУ относительно конфликта совладельцев ООО "Свисспорт Украина" — именно из этой серии.

Сейчас вы читаете новость «От посадки до взлета: реалии украинского рынка хендлинговых услуг». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть