Трагедии на украинских шахтах давно стали обыденными. На той же шахте им. Засядько в сентябре 2006-го погибло 13 горняков. Однако у государства до сих пор нет четких программ или планов относительно прекращения катастроф.
— Одной из проблем является то, что оплата труда шахтера до сих пор зависит от добычи, — говорит о нынешней трагедии председатель Независимого профсоюза горняков, член государственной комиссии по выяснению причин аварии Михаил Волынец, 51 год. — Поэтому они часто нарушают правила безопасности, поскольку хотят больше заработать. Постепенно привыкают к рискам, теряют чувство самосохранения.
На протяжении последнего года на украинских шахтах погибло более чем 130 горняков. Шахтеры работают в тяжелых условиях, часто на значительной глубине. Во время последней трагедии на шахте им. Засядько взрыв метано-воздушной смеси произошел на глубине 1078 м под землей.
— В Германии буровые работы проводят приблизительно на такой же глубине, — отмечает Михаил Волынец. — Однако там выделяют большие средства на безопасность. Гибель одного человека в шахте уже считается чрезвычайным происшествием.
В Соединенных Штатах после аварии в вентиляционной шахте на севере Индианы в августе этого года погибли три человека. Тогда сразу же был введен особый режим организации надзора на шахтах и пересмотрены технологии. Для предотвращения таких аварий в Украине эксперты также советуют внедрять новые технологические процессы.
— Нужно, чтобы собрались украинские ученые и специалисты-практики и разработали технологии для проведения буровых работ именно для больших глубин и повышенной загазованности, — говорит 67-летний Николай Обабко из харьковского Восточного экспертно технического центра. — После этого нужно четко контролировать этапы соблюдения новых технологий.
На протяжении последнего года погибло более чем 130 горняков
Руководитель информационного центра Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору Андриан Галач, 43 года, тоже считает, что за проблемы украинских шахт должен взяться наука.
— На меры безопасности шахта им. Засядько выделяет больше средств, чем все шахты Украины вместе взятые, — отмечает он. — Но сегодня у нас нет ни одного академика, который бы занимался именно этой проблематикой. Государство должно выделять средства для проведения фундаментальных научных исследований.
К тому же, по мнению Андриана Галача, сами владельцы шахт материально не заинтересованы в нормальной системе охраны труда на предприятии. Нет и инструментов влияния на хозяев и руководителей:
— Раз в году они платят определенную сумму в Фонд социального страхования, а там хоть трава не расти.
В связи же с нынешней трагедией Госгорпромнадзор вводит особый режим организации государственного надзора на угольных шахтах, опасных выбросами метана и угольной пыли. По словам Андриана Галача, это временное мероприятие.
— Такой режим вводят только в чрезвычайных случаях, — говорит он. — Чтобы убедиться, что ситуация на шахтах является управляемой, безопасность на должном уровне. Если этого не будет, шахты будут останавливать.
Комментарии