В Украине стартовали реформы главных госкомпаний. 20 марта Верховная Рада приняла в первом чтении изменения к закону "О трубопроводном транспорте". Это первый шаг к разделу государственной супермонополии "Нефтегаз Украины" на добывающую, трубопроводную и распределительную компании.
Давно назрела ликвидация этого коррупционного монстра, созданного еще Леонидом Кучмой. Лишь на рекапитализацию "Нефтегаза" с 2009 года из бюджета потратили 44,2 млрд грн. Это без учета денег, на которые был приобретен газ за рубежом, а также товаров и услуг для "Нефтегаза", которые прошли через сомнительные госзакупки.
Беда в том, что выстраданная реформа начинается в условиях, когда Москва требует полного контроля над газовой инфраструктурой Украины. И президенту Януковичу все тяжелее отказывать северным друзьям, ведь он стал заложником кремлевских кредитов и прослойки избирателей, настроенных на Кремль. При этом будут руководить реструктуризацией "Нефтегаза" люди из бизнесово-политической группы "РосУкрЭнерго", которая отметилась, в частности, пропагандой режима на близких к ней телеканалах и использованием спецслужб для подавления оппозиции.
Также 22 марта вступил в силу Закон "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". Формально это начало конкуренции и открытости в Укрзализныци, которая по духу остается еще советской. Без реформирования этой государственной компании грузоотправителям нечего и надеяться на адекватные тарифы, а пассажиры не получат достойного и надежного обслуживания. Железная дорога проиграет конкуренцию авто- и авиатранспорту. Поэтому потребность серьезных изменений назрела давно.
Тревожит, что реформа Укрзализныци стартует на фоне многомиллиардных долгов компании, в частности России. А демонополизацию отрасли будет проводить преданный менеджер Рината Ахметова, миллиардера и энергетического супермонополиста, при активном участии фирмочек, как-то связанных с семьей главы государства.
Вопрос: чем закончатся такие реформы, начатые за шаг до дефолта страны и за два шага до социального взрыва? Можно ли надеяться, что все пройдет хорошо и наиболее ненавистный президент войдет в историю наибольшим реформатором экономики? Вряд ли. "Судьбоносные" структурные изменения рискуют вылиться в банальное упаковывание чемоданов.
Комментарии