Представитель президента в Верховной Раде Юрий Ключковский, 56 лет, говорит об испорченной Конституции, перспективах создания "оранжевой" коалиции и утверждает, что прошедший год многому научил новую власть.
Сможет ли Виктор Ющенко быть настоящим гарантом демократического развития с урезанными конституционной реформой полномочиями?
— Изменения в Конституцию, действительно, достаточно сильно разбалансовывают систему власти в Украине. Возможны определенные политические проблемы. Будут трудности и с полномочиями президента относительно осуществления его конституционных функций.
Думаю, при этих обстоятельствах президенту нужно будет считать нормы Конституции нормами прямого действия. И тем или иным способом выполнять свои полномочия. Даже если прямые механизмы реализации конституционных положений не предусмотрены.
Многое зависит от результатов парламентских выборов. Если будет создана "оранжевая" коалиция и она сформирует правительство, то политических оснований для противоречий не возникнет. Однако только на политическую ситуацию надеяться все равно не стоит. В любом случае перед украинским обществом стоит проблема дальнейшего совершенствования Конституции. Которая, признаем честно, испорчена изменениями к ней.
При каких обстоятельствах президенту целесообразно будет распустить следующий парламент?
— Возможность этого прямо предусмотрена изменениями в Конституцию. У парламента будет ограничено время для формирования большинства и создания правительства. Если Верховная Рада в это время не укладывается, то президент имеет право ее распустить.
Уменьшение поддержки "оранжевой" команды является естественным
Как по мне, Виктор Ющенко будет оценивать при этом и политическую ситуацию. Будет анализировать, что целесообразнее: распустить парламент и назначить новые выборы или дать Раде еще время на формирование большинства и правительства. Президент тогда будет проводить консультации с лидерами основных представленных в парламенте сил. То есть, все будет зависеть от политических раскладов.
Не приведет ли угроза роспуска к созданию искусственного, а поэтому – неэффективного, парламентского большинства?
— Вполне может случиться. Однако такая коалиция не будет длительной. Первая же политическая проблема приведет к ее распаду и отставке правительства. Тогда опять же начинают действовать новые положения Конституции. Если на протяжении 60 дней Верховная Рада не сформирует правительство, она подлежит роспуску.
Следует понимать, что все это не злая воля президента или тех политических сил, которые его поддерживают. Это записано в изменениях в Конституцию, которые принимались вопреки Ющенко.
Недавно была неудачная попытка подписания коалиционного соглашения между "оранжевыми" силами до выборов. Это все еще может произойти?
— Это была не попытка. Переговоры продолжаются. Их основными участниками наработан определенный текст. В переговорах принимают участие пять сил. Правда, социалисты считают, что до выборов никаких коалиционных соглашений вообще подписывать не стоит. Блок Юлии Тимошенко предложил свой вариант, но там на первом месте — некоторые конъюнктурные вопросы.
Так или иначе, переговоры будут продолжаться. У нас нет альтернативы. Ни мы, ни БЮТ — если следить по их заявлениям — не видим возможности формирования коалиции с Партией регионов. А это три основных игрока следующей Верховной Рады. Другие будут выполнять вспомогательные функции.
Или будут иметь так называемую золотую акцию?..
— Может быть. Но в любом случае не они будут определять основное количество голосов большинства. Будут наполнять его, главным образом, две из этих трех политических сил. Исходя из того, что блок "Нашей Украины" или БЮТ с Партией регионов маловероятен, сегодня нужно думать над вариантом "оранжевой" коалиции. Делать все, чтобы она стала реальностью. Если не до выборов, то после них.
В прошлом году в Германии ради создания парламентской коалиции и избежания кризиса пожертвовал своими политическими амбициями экс-канцлер Герхард Шредер. "Оранжевые" лидеры на такое способны?
— Шредер пожертвовал не собственными амбициями, а пошел отрабатывать обязательство перед российским "Газпромом". Это одна из достаточно позорных страниц немецкой истории. Шредер не мог оставаться канцлером, поскольку проиграл выборы. Не захотел быть и вторым лицом в правительстве — решил, что лучше работать на россиян.
Поэтому в этом смысле определенные ассоциации с украинским политикумом быть могут. У нас тоже есть люди, которые не видят себя на вторых позициях, только - на первых. И мне очень не хотелось бы, чтобы они, как Шредер, отрабатывали чужую протекцию или чужие деньги. Немецкий урок очень поучителен.
Все-таки, откажется кто-нибудь из "оранжевых" вождей от своих амбиций ради создания коалиции?
— Мне кажется, что среди "оранжевых" не так много лидеров демонстрируют приоритет собственных амбиций. То, что происходило в начале формирования "оранжевого" правительства, засвидетельствовало баланс между амбициями и способностью от них отказываться. Хотелось бы, чтобы и во время следующих переговоров о создании "оранжевой" коалиции у основных политических игроков преобладало чувство ответственности перед собственным народом. А не амбиции.
Вы доверяете нынешним социологическим данным?
— Доверяю качественной картине, но у меня есть сомнения относительно количественной. Понятно, что основную массу депутатского корпуса образуют три политических силы. Это "Наша Украина", Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов. Коммунисты и социалисты преодолевают барьер, но многочисленными их фракции не будут. Больше или меньше шансов набрать три процента имеют блоки Литвина и Витренко и Пора-ПРП. Поэтому в следующей Верховной Раде будет пять-восемь игроков. Сомневаюсь, что проскочат блок "Не Так", "Вече" или блок Костенко—Плюща.
Уже больше года страна живет демократической жизнью, а пропорция сторонников демократических и недемократических политических сил практически не изменилась. Почему?
— Год после прихода новой власти во всем мире считается самым критическим для нее в смысле доверия населения. За это время созревают запросы людей. В то же время года явно не достаточно для реализации поставленных властью целей. Поэтому уменьшение поддержки "оранжевой" коалиции является естественным. Тем более что произошел раскол "оранжевой" команды. Свою роль играли определенные внешние факторы.
Вместе с тем так же уменьшился уровень поддержки той же Партии регионов, коммунистов, а особенно СДПУ(о). Дело в апатии избирателей. Она выше по сравнению с президентскими выборами. Парламентские гонки поляризуют общество меньше.
В конечном итоге, срабатывает еще одно. К сожалению, восточный регион — основной оплот оппозиции — намного меньше испытал влияние демократических процессов и свободы слова. Там избиратель наиболее зажат и менее всего свободен. И это также влияет на формирование его политической воли. Люди действуют по старым, перенятым еще со времен советской власти, стереотипам.
Но это тоже недоработки новой власти?
— Года маловато для таких выводов. Этот стереотип не размыли предыдущие 15 лет. Но, возможно, на следующих выборах мы некоторые изменения и увидим.
Если "оранжевые" опять объединятся, где гарантии, что они не повторят те же ошибки: в экономике, кадровой политике, в отношениях между собой?
— Этот год многому научил. Тем, кто приходит к власти, действительно, недостает опыта управления. И хотя говорят, что многие из "оранжевых" были в предыдущей власти, не они задавали там тон. Поэтому вне сомнений: нехватка опыта отражалась на процессах,происходивших в течение этого года.
Играют на подсознании, эмоциях, психологических установках
В то же время некоторые приписываемые этой власти упущения не есть ее собственными. Это — последствия заложенных раньше процессов. Их невозможно было остановить на протяжении года. Скажем, приняли абсолютно социальный бюджет-2005. Это был вынужденный шаг и из-за состояния общества, и из-за безответственных предвыборных шагов правительства Януковича. Они рассчитывали, что после победы на президентских выборах о социальных обещаниях можно будет забыть. Но новая власть делать так права не имела.
То есть, многие проблемы - унаследованные. Те же неурядицы с сахаром прошлым летом, или недавние - с импортом молока и мяса. Все это не столько из-за собственной деятельности нынешней власти, сколько из-за условий, в которых ей приходится работать.
Кое-что удалось сделать вопреки наследству. Например, Украина признана государством с рыночной экономикой. Но вот не дали нам вступить в Мировую организацию торговли. И это не вина власти. Просто расклад сил в парламенте после президентских выборов не изменился.
Но, в любом случае, мы многому научились. Многое будет делаться лучше. Пусть пройдет несколько лет — тогда и увидим продукт деятельности этой власти.
Следующие выборы будут очередным выбором между Европой и Евразией?
— К сожалению, в ближайшее время политический процесс будет развиваться с учетом этого противостояния. Опять же, здесь работает не объективный фактор. Потому что вхождение в Европу никак не навредит и тем, кто живет на востоке Украины. Он им только поможет. Вот в Польше сельхозпроизводители были против ее вступления в ЕС. А после него именно фермеры получили огромные преференции. Теперь эта категория людей больше всего довольна. Думаю, так же произошло бы и у нас с теми, кто сегодня выступает против интеграции в Евросоюз и руководствуется при этом эмоциями.
А то, что кое-кто разыгрывает карту геополитического выбора, это - их политическая безответственность. Политическими спекуляциями является недавнее заседание Луганского облсовета, все эти разговоры о федерализации, референдум относительно членства в НАТО и ЕС. Опасная игра с огнем. Потому что играют на подсознании, на эмоциях, психологических установках. Вместо того чтобы решать эти проблемы разумно, рационально, исходя из реальных интересов государства и общества.
Комментарии