Грузинский президент Михаил Саакашвили назначил новым премьером Вано Мерабишвили, бывшего министра внутренних дел страны и своего близкого друга.
— В Грузии ситуация деликатная, потому что Михаил Саакашвили до сих пор имеет наибольшую поддержку в обществе. Но он добывает вторую каденцию и баллотироваться на третий срок не имеет права, — говорит политолог Первой рейтинговой системы Михаил Басараб, 35 лет. — Возникает вопрос о преемнике. Но эти разговоры преждевременны. До президентских выборов больше года. И Саакашвили успеет обдумать варианты.
С чем тогда связана замена премьера?
— С парламентскими выборами в октябре. На арену вышел мощный соперник действующей власти — предприниматель Бидзина Иванишвили. Его ассоциируют с Москвой, ведь он является миноритарным акционером "Газпрома" и чуть ли не все его доходы имеют русские корни. Нужно найти ему противодействие.
Как приход Мерабишвили повлияет на эти выборы и на дальнейшую судьбу Грузии?
— Сравнительно с предыдущим премьером Гилаури, новый — значительно более яркая фигура. Де-факто он и так был самым влиятельным лицом в грузинском правительстве. Это твердое плечо, на которое может опереться Саакашвили. Потому что оппозиция, хоть и имеет поддержку меньшинства, но при содействии России таки попытается пересмотреть результаты выборов или и прибегнет к протестам.
После парламентских выборов в Грузии начнется конституционная реформа. В чем она заключается?
— Правительство наделят большими полномочиями. Многие рычаги влияния перейдут премьер-министру. Президент Саакашвили понимает, что на эту должность нужен человек, который мог бы управиться с этим и остался ему верен.
Какова вероятность, что Саакашвили после парламентских выборов станет премьером?
— Может быть. Но как раз назначение Мерабишвили — "серого кардинала" президента означает, что Саакашвили отказался от этой идеи. Вано получил репутацию дисциплинированного и жесткого менеджера еще во главе МВД. Достаточно вспомнить, что это он реформировал полицию.
Возможно, Саакашвили хочет так "сжечь" Мерабишвили как конкурента и уменьшить его влияние?
— Такая версия популярна, но маловероятна. Ведь новым министром внутренних дел стал Бачо Ахалая, очень близкий соратник Мерабишвили. То есть, влияние нынешнего премьера на силовые структуры не изменилось.
Комментарии