пятница, 21 декабря 2012 06:45

Мы на пороге новых больших изменений

Автор: Рисунок: Дмитрий Скаженик
 

Тезис, что революция может произойти лишь один раз, - откровенная глупость. Каждый более-менее нормальный историк скажет, что в разные времена и в разных углах нашего континента, в течение нескольких десятков лет, состоялись две английские (1640-1680), четыре французские (1780-1870), три русские (1905-1917) и другие революции. Сейчас немногие помнят, что некоторые лидеры, которых во время Арабской весны отстранили от власти, сами пришли к той власти каких-то 30-40 лет назад на волне тогдашних революций. Как когда-то пели в советские времена: "Есть у революции начало, нет у революции конца".

Если историю как процесс можно сравнить с течением реки, то революции как наводнения, когда вода уничтожает берега, поднимает со дна все, что там залежалось. Революции нарушают старый баланс, сложившийся в обществе, - а, чтобы наступило новое общественное равновесие, должен пройти больший промежуток времени. Иногда водоворот, поднятый революцией, заканчивается мирно, а иногда это требует аж нескольких революций.

События в Египте пока трудно назвать революцией. Ведь революция - это радикальная смена власти. А там этого нет. То, что сейчас происходит в Египте, когда-то хорошо описал Алексис Токвиль: определенные страны вступают в плохую революционную зависимость в том смысле, что каждое новое революционное правительство хуже предыдущего. Поэтому революции могут длиться до тех пор, пока не дойдет до какой-то лучшей развязки - как в так называемой "славной" английской революции 1688 года. Или пока все не измучатся, как это случилось в бывшей Российской империи 1920 года после семи лет бесконечной войны и революции, и согласятся на "меньше зло", каким тогда выглядели большевики.

В Украине дает о себе знать общая измученность и депрессия. Нельзя надеяться, чтобы народ бунтовал ежечасно, ежемесячно или ежегодно. Помаранчевая революция не была первой. Ей предшествовал крах коммунизма в 1989-1991 году, который тоже был, - еще и большой – своеобразной геополитической революцией. Но ни 1991-й, ни 2004-й не принес украинцам ответа на их ожидания. И тогда, и тогда лидеры революции нам обещали жизнь в нормальной стране с нормальными европейскими стандартами. Поэтому украинцы имеют все основания для измученности, разочарования и депрессии. Вытекает ли из этого, что в Украине не будет новой революции? Не берусь прогнозировать точно, но считаю, что шансы на новую революцию очень высоки.

Революция - это не то, что происходит с какой-то регулярностью, как, к примеру, восход или закат Солнца, или затмение Луны. Революция - это как затор на дороге: они происходят часто, но их трудно спрогнозировать. Как по мне, Украина дошла до той ситуации, когда из-за "улучшения" угроза новой пробки становится все больше. Мы имели много плохих правительств, но ни одно из них не было таким алчным и ненавистным. И одновременно абсолютно беспомощным, когда идет речь о решении реальных проблем, которые стоят перед страной.

Революции могут начаться в одной стране, но редко одной страной ограничиваются. Река, когда выходит из берегов, уничтожает все на своей дороге, а не только на каком-то отрезке. Есть региональные, а есть глобальные революции. Так называемая "Весна народов" 1848 года охватила весь европейский континент от Парижа до Львова. Студенческая революция 1968 года состоялась в университетских кампусах от Лос-Анджелеса и Нью-Йорка до Парижа, Варшавы и Токио. Падение коммунизма резонировало не только в СССР и так называемых "странах народной демократии", а даже в Китае. Помаранчевая революция была одной в цепи "цветных революций", прокатившихся от Сербии до Киргизстана и Ливана. "Арабская весна" охватила почти весь арабский мир. А катализатором ее стал такой на первый взгляд незначительный эпизод, как самосожжение мелкого предпринимателя в Тунисе, доведенного до отчаяния коррупцией и постоянным унижением достоинства.

Огромные пробки происходят из-за того, что заглох мотор в одной машине, или что ее водитель повернул не в ту сторону. Поэтому я не исключаю возможность, что катализатором в украинском случае может быть что-то такое, что случится в России или Беларуси. Путин боялся помаранчевой революции, потому что справедливо считал, что она может перекинуться на его территорию. Поэтому он делал все, чтобы обезвредить эту угрозу в России и навредить "помаранчевой власти" в Украине. С другой стороны, вполне возможно, если в Украине случится новая революция, то она не обязательно Украиной закончится. Как видим, в России за последние годы растет оппозиция к Путину, и чувствуется измученность россиян его властью.

То, что имеем сейчас, - революции и контрреволюции - является следствием того, что не было доведено до конца 1991 года. У нас еще не "улеглось" от падения коммунизма. Может пройти еще долгое время, пока мы достигнем нового общественного баланса. Поэтому на ситуацию, которая есть сейчас в Украине, России или Беларуси, я бы не смотрел как на что-то постоянное. Не исключено, что мы на пороге новых больших изменений.

Сейчас вы читаете новость «Мы на пороге новых больших изменений». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть