Украинское информационное пространство переживает духовный и смысловой кризис. Такое мнение выразили участники Инициативной группы "Первого декабря" на встрече со студентами Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.
Кардинал Любомир Гузар, 80 лет, бывший предстоятель Украинской греко-католической церкви:
- Журналист должен беспокоиться о трех вещах. Во-первых, важна не только его профессиональность, но и то, какой он человек. Он должен иметь собственное достоинство и четкое понятие главных духовных ценностей. Во-вторых, журналист должен понимать, какой народ представляет. После Второй мировой войны почему-то во всех публичных выступлениях и разговорах украинцы плакались, какие беды переживали в течение многих веков. Их действительно было много, но люди не любят плача. Они хотят видеть будущее. Чтобы это понять, надо понимать прошлое. У нашего народа тысячелетняя история. Третье - это проблема культуры. Я жил в Австрии, Италии и США. Там очень уважают журналистов, которые имеют высокий уровень личной культуры и глубокие знания. Это результат работы над собой.
Евгений Сверстюк, 84 года, философ, диссидент:
- Во времена СССР украинцев считали неинтересными для мира. Не имело значения, дадут им слово на пресс-конференции или нет. На международной арене мы показывали незрелость. После провозглашения независимости её унаследовали наши дипломатические службы. В информационном пространстве мы должны создать свое лицо и позицию. Каждый, кто представляет Украину перед своим народом или миром, должен иметь чувство определенности себя и достоинства. Нам есть чем гордиться.
Так же должны следить за тем, как и какую информацию распространяем. Надо говорить то, что строит. Иначе будем дикарями, которые вечно поддаются влиянию. Например, японцы не растерялись и не паниковали во время атомной катастрофы два года тому. Их СМИ подавали это, как пример героизма народа, который борется с последствиями беды. Когда в Украине прошел сильный снегопад, все говорили и писали о грядущем потопе. Это психология дикарей. Люди ждут от медиа примера достоинства и смелости.
Виктория Сюмар, 35 лет, исполнительный директор Института массовой информации:
- Нынешний мир отличается от того, который был 10 лет назад. Он информационный. Мы являемся свидетелями больших изменений инструментов подачи информации. Интернет изменяет наш способ общения. Вместе с тем, чем больше информации, тем больше информационного мусора. Становится трудно понять, что важно на самом деле. Сегодня каждый может снять на видео и разместить в интернете. Поэтому журналист не будет первым, рассказавшим о проблеме. Сейчас главная функция журналистики - отбор важной информации.
Сергей Рахманин, 43 года, заместитель главного редактора газеты "Зеркало недели":
- В начале независимости был не долгий, но очень яркий период патриотической журналистики. Сначала это всем нравилось, а потом вызывало больше отчаяния, чем восторга. В начале 1990-х в Украине можно было воровать, убивать и соответственно писать все, что хочешь. Из журналистики позднего Кучмы массово убегали профессионалы. Не оправдались их надежды на то, что в стране что-то изменится. После помаранчевой революции журналистика имела кощунственный вид. Было много свободы и мало слов. Нынешнее состояние еще хуже. Журналистика потеряла любопытство и убедительность. Произошло так, что снизили требования к качеству работы.
Комментарии