Срок действия квот на экспорт зерна должен был закончиться 31 марта. Президент Виктор Янукович предлагал заменить их экспортными таможенными мерами. Но вчера Кабмин продлил квотирование экспорта зерна до 1 июля, увеличив квоту на кукурузу на 5 млн тонн.
— Квоты теоретически более приемлемы для сельхозпроизводителей, потому что позволяют не занижать цену на зерно, — комментирует исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа, 36 лет. — Владельцы зерна, имея квоты, выходят на мировой рынок и увеличивают прибыли за счет экспорта. Но на практике квотирование не работает в интересах отечественных аграриев, потому что стоимость в стране снижается.
Относительно экспортной пошлины, то здесь просматривается попытка снизить внутренние цены. Производители опять могут пострадать. Пошлина играет позитивную роль, если направлена на поддержку аграриев. Но эта поддержка должна быть прозрачной. Например, если вводят пошлину на пшеницу, то потом средства распределяют между ее производителями пропорционально количеству посевных площадей.
Что дало внедрение экспортных квот?
— Правительство ставило цель не допустить роста внутренних цен на зерно, муку и хлебопродукты. В известной мере это удалось, ведь стоимость зерна у нас намного ниже мировой. Хотя полностью избежать роста цен не удалось.
Аграрии понесли убытки?
— На экспорте зерна сельхозпредприятия не могут держать мировую цену. Доходы отечественных производителей зерна с тонны зерна сейчас ниже на 50 долларов, чем получают их конкуренты во Франции или в Соединенных Штатах. Зато выиграли потребители. Частично — животноводческий сектор, потому что подешевели корма.
Говорят, из-за квотирования пропало миллион тонн кукурузы.
— Пропало — это условно. Ухудшилось качество зерна, которое было на хранении. Особенно того, которое после сбора должным образом не подсушили.
Когда могут принять закон о таможенных ограничениях?
— Нужно пройти первое и второе чтение. Но у нас были случаи, когда законы принимали сразу в целом.
Горючего сельхозпроизводителям хватит на три недели
— Поведение государства на рынке зерна непонятно, — говорит глава Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич, 56 лет. — Оно хочет внедрить пошлину на экспорт зерна, и в то же время не возвращает зернотрейдерам налог на добавленную стоимость. Эти расходы падают на плечи производителей. Более того, государство хочет создать одного трейдера на рынке зерна, чтобы концентрировать сверхдоходы.
Добром это не закончится. Растут цены на горюче-смазочные материалы. Это значит, что сельхозпроизводителям хватит горючего на неделю–три, на больше денег нет. Премьер заявляет, что мы на 87 процентов обеспечены минеральными удобрениями. Эта цифра, по нашим опросам, значительно скромнее. После зимы 90 процентов посевных озимых в хорошем состоянии. Остальные или засеяны несвоевременно, или на бумаге. Поэтому в сейчас будут искать повод, чтобы их списать. Но есть более значительные потери: рапса меньше на 60 процентов, озимого ячменя — на 25. При таких условиях в этом году мы вряд ли достигнем прошлогодних показателей урожая.
Комментарии