Российский "Лукойл" продал Одесский нефтеперерабатывающий завод "Восточноевропейской топливно-энергетической компании". Она объединяет бизнесы в сферах торговли газом, нефтепродуктами, финансов и строительства. Управляет "ВЕТЭК" 27-летний Сергей Курченко. Его знают благодаря тому, что в прошлом году приобрел харьковский футбольный клуб "Металлист".
— Для многих эта продажа стала неожиданностью, — говорит бывший советник главы Фонда госимущества 54-летний Владимир Ларцев. — Последние пять лет завод работал с остановками. В "Лукойле" это объясняли тем, что Украина по максимуму облагает налогом ввоз из России сырья для переработки. В действительности российские владельцы таким образом давили на украинскую власть, чтобы она сделала более выгодные условия для завоза нефти.
Сейчас реально работают два нефтеперерабатывающих завода — в Херсоне и Кременчуге. Остальные стоят. Неожиданность покупки заключается в том, что в крупный бизнес заходит совсем молодой Сергей Курченко. Его связывают с сыном генерального прокурора Артемом Пшонкой. Они вроде бы дружат. Также у него хорошие отношения со старшим сыном президента Александром Януковичем. Понятно, что так стремительно стать миллиардером невозможно без заступничества на высочайшем уровне. В сущности Курченко — менеджер имущества, а не реальный владелец.
Покупка для работников завода пойдет на пользу. Новые владельцы найдут средства для его запуска и налаживания достаточно эффективной работы. Этого можно добиться за счет теневых льгот или переливания капитала из одной части бизнеса в другую. Они явно купили завод не для того, чтобы он простаивал.
Следующие в очереди на приватизацию — энергетические компании "Донбассэнерго" и "Центрэнерго". На них положил глаз Ринат Ахметов. Одесский припортовый купит Дмитрий Фирташ. Москвичи из так называемой "лужковской группы" хотят купить харьковский "Турбоатом" и завод имени Фрунзе в Сумах. Но это предмет переговоров между Путиным и Януковичем.
Решение относительно таких крупных предприятий, как Одесский нефтеперерабатывающий, принимают на президентском уровне. Цену определяют также там. Если гарант дал добро, все будет продано.
Комментарии
3