Нынешняя бурная дискуссия вокруг закона о принципах государственной языковой политики напоминает размахивание кулаками после драки. Причем "столкновение" произошло совсем не прошлым летом, когда законопроект протолкнули в парламенте и его подписал Янукович.
Все случилось еще в 1995 году, когда Украина присоединялась к Совету Европы. При вступлении в эту организацию каждое государство берет на себя обязательства, в частности законодательные. Украина делала это с рвением покладистого провинциала, готового на все ради приглашения в элитный европейский клуб. Среди прочего нужно было приобщиться и к такому деликатному документу, как Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств.
Украину к этому никто не принуждал. Тогдашнему руководству страны достаточно было минимальной дальновидности, чтобы понять, что с хартией нужно быть осторожными. По меньшей мере сомнения должны были бы навеять примеры Литвы и Латвии: они на то время вступили в СЕ, но обязательств по хартии на себя не взяли. Франция сначала подписала документ, однако впоследствии официально отказалась его ратифицировать. Не являются участниками хартии и некоторые другие государства-основательницы Совета Европы — Бельгия и Ирландия. Тогдашнюю украинскую власть все это не смутило.
Для России русификация всегда была одним из необходимых условий господства над Украиной. Даже при относительно толерантном Борисе Ельцине в середине 1990-х стоило ожидать, что Кремль не оставит попытки опять подмять "братский народ" под себя. Поэтому Киеву нужно было ограждаться от любых факторов, которые могли бы посодействовать этому в будущем. Пусть и довольно теоретически, например, как Хартия региональных языков и языков нацменьшинств.
Теперь шулеры-"регионализаторы" ловко вытащили эту карту из рукава. Конечно, их языковой закон привязан к хартии только формально — обязательствами перед Советом Европы по-мошеннически воспользовались для дальнейшей русификации Украины. Однако первоначальная проблема лежит в середине 1990-х.
Внешнеполитическая близорукость и отсутствие государственнического мышления были в той или иной степени присущи всем руководителям независимой Украины. При президентстве Януковича хрестоматийным примером стало заключение с Россией харьковских соглашений. Мифическая скидка на газ в обмен на Крым — пользуясь терминологией парламентского дирижера Чечетова, Кремль развел донецких стратегов, "как котят". Трудно и представить, что было бы в случае присоединения Украины к прокремлевскому Таможенному союзу. В том числе персонально с Януковичем, его дворней и олигархами.
Комментарии
4