Экс-премьер Юлия Тимошенко на рассмотрении уголовных дел против себя показательно не встает перед судьей. Отказалась представиться, отворачивается, назвала судью "нелюдем". Тимошенко обвиняет судью в предубежденности и выполнении указаний Администрации президента.
Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий, 34 года:
— С самого начала Тимошенко вела себя неправильно. Насмехаться над судом, пусть как ты к нему относишься, это — негатив. Вот и социология показывает, что поддержка Юлии Владимировны не растет, хотя и не падает. Без выпадов в адрес суда она выглядела бы пострадавшей стороной, а таким украинцы всегда больше симпатизируют.
За событиями в суде наблюдает почти вся страна. Для Тимошенко это серьезная информационная площадка. Ее поведение с начала было рассчитано на отечественного "потребителя". Тимошенко достигла первой цели — как можно глубже политизировать процесс, и этим давить на власть. Однако на суд обратили внимание и международные организации. Юлия Владимировна почувствовала, что европейцы не понимают неуважения к суду, и стала сдержаннее.
Модель ее поведения в суде — последняя возможность закрепиться в статусе лидера оппозиции. Главная проблема Тимошенко в том, что она не может предложить людям ничего нового. Не может перейти в новое политическое качество.
Вице-президент Ассоциации политических психологов Украины Виктор Рыбаченко, 60 лет:
— Поведение Юлии Тимошенко имеет несколько смысловых слоев. Первый — протест против суда как такого. Для нее унизительно соглашаться на роль обычной подсудимой. Тимошенко обижает судью Родиона Киреева обвинениями в зависимости от власти. То есть не суд, а заказное судилище. Подчеркивая это, работает на свой имидж на выборы. Возможно, просчитывает и вариант осуждения, поэтому пытается получить ореол мученика в тюрьме, но не уголовного преступника.
Второй слой — нервное переутомление. Тимошенко видит, что за нее берутся всерьез, изматывают: как не киотские деньги, то "скорые", газовые соглашения. А там еще где-то ожидает "Криворожсталь". Юлия Владимировна не выдерживает психологически, и срывается. Такое случилось бы с каждым человеком.
Третий слой — желание перевести суд из криминальной плоскости в политико-личностную. Рано или поздно Тимошенко нужно будет защищаться в сугубо правовой плоскости. Но мы не знаем, достаточно ли у нее аргументов, чтобы доказать свою невиновность. Поэтому слышим лишь требования отвода судьи и прокуроров. Тимошенко борется изо всех сил, упирается. Я бы не назвал ее поведение нахальным.
Адвокат Татьяна Монтян, 38 лет:
— Тимошенко понимает, что может вести себя так. Наше законодательство, к сожалению, позволяет безнаказанно издеваться над судьей. Он вынужден терпеть все, что бы не делал подсудимый. Единственное, что может — удалить нахала. Однако выходит себе дороже. Потом обязан удаленному прочитать вслух все, что происходило в суде.
Значительно больше Тимошенко достигла бы, если бы издевалась над судьей тонко, благовоспитанно, максимально корректно. Юлия Владимировна же нервничает, публично истричит.
Она не первый раз в такой роли. Но в этот раз знает, что все потеряно. А ощущение глобального провала порождает злобу.
За рубежом удивляются ее дикарству, многие мои знакомые иностранцы шокированы. Они говорят: неужели у вас так можно вести себя в суде? В Западной Европе за такое могут реально наказать.
Киреев с начала неправильно себя поставил. Мог не обращать внимания на выпады Тимошенко. Сказать, например: "Хотите, не вставайте. Сидите, раз вы такая старушка". Но дала о себе знать нехватка опыта. Судья психологически не подготовился к этому делу. Теперь он прекрасно понимает, что попал в ловушку. Придется или терпеть все выходки Юлии Владимировны, или ему же будет хуже.
Народный депутат-"бютовец" Юрий Прокопчук, 47 лет:
— Юлию Владимировну судит тот, кто закрыл 20 уголовных дел по наркоторговле. К нему, по моему мнению, нужно обращаться "ваше бесчестие". Поэтому Юлия Владимировна еще терпеливая женщина. Когда ты знаешь, что бандюга, продажная шкура сидит на крючке у прокуроров, "лавриновичей" и "портновых", то понимаешь, что она поставлена туда сознательно.
У европейцев судья действительно независим. Если он дает клятву перед людьми и Конституцией и нарушает ее, то обязательно плохо закончит.
Уверен, когда при новой власти будут судить Януковича и его опричников, это будут делать или опытные судьи, или суд присяжных, чего нет в случае с Тимошенко.
Комментарии
22