Белорусы отказались от поставок российской нефти. Сырье для нефтеперерабатывающих заводов покупают у Венесуэлы и возят по украинской железной дороге из одесского порта. Также договорились о транзите нефти по эстонской железной дороге. В следующем году объемы закупленного сырья вырастут до 10 млн тонн.
— В этой ситуации Украина могла бы решить вопрос наполнения нефтью своего нефтепровода Одесса–Броды, — считает эксперт по энергетическим вопросам 55-летний Богдан Соколовский. — Транспортировка нефти железнодорожным транспортом дороже, чем трубным, и менее безопасна с точки зрения экологии.
Однако Минск не сможет убедить украинскую власть задействовать для этого нефтепровод Одесса–Броды. По простой причине: Киев ведет прокремлевскую политику. Москве альтернативная нефть в Беларуси не желательна. Потому там и создают искусственные препятствия, чтобы нефть довозили по железной дороге. Единственное, что вынуждает киевскую власть идти на определенные уступки Минску, это готовность белорусов искать и находить альтернативные пути. Как, например, через Литву из эстонского порта Мууга. Если Киев и дальше будет проводить синхронную с Кремлем политику, Украина не будет иметь необходимых объемов нефти для заполнения Одесса–Броды. Зачем тогда этот нефтепровод?
Сколько может перекачивать эта магистраль?
— Потенциально Беларусь способна заполнить трубу 10 миллионами тонн. Еще 5–6 миллионов тонн можем брать для себя. Плюс 4–5 миллионов можно качать в Словакию и дальше на запад. То есть, уже теперь загруженность около 14 миллионов в год. Капиталовложениями ее можно увеличить и до 20–25 миллионов. Это даст перспективу на многие годы вперед: обеспечим нефтью и себя, и Беларусь, и всю Центральную Европу.
Что этому препятствует?
— Контракт с россиянами относительно реверса нефтепровода. Он закончился еще 1 января 2010-го. Потом его продлевали на несколько месяцев каждый раз. Но какая ситуация сейчас — это тайна за семью печатями. Считаю, информацию преднамеренно скрывают от общества.
Запустить трубу мы были готовы два года тому назад. Украина подготовила проекты контрактов с поставщиками нефти из Азербайджана, с потребителями в Беларуси и Чехии. Но Юлия Тимошенко сорвала процесс в последнюю ночь перед подписанием документов. Очевидно, кто-то в Кремле был против этого. Если бы тогда запустили проект, Украина имела бы прозрачную систему транзита и главное — значительные прибыли и независимость в поставках нефти. Это повлияло бы и на украинский рынок нефтепродуктов. Мы бы не боялись поднятия цен на бензин или дизтопливо, а сбивали бы их обдуманными шагами. Я уже не говорю о рабочих местах на нефтеперерабатывающих заводах и модернизации этих предприятий.
Насколько мы зависим от внешних поставок нефти?
— Импорта более 80 процентов. Поставщик единственный — Российская Федерация. Имея мощность НПЗ в 52 миллиона тонн в год, мы получаем максимум 18 миллионов, потому что больше для внутреннего рынка не нужно. С другой стороны, предприятия нефтепереработки, за исключением завода в Кременчуге, давно морально устарели. Их не модернизируют. Ни в одном бизнес-проекте нет гарантий, что вложенные средства вернут инвестору. Банк не дает кредит, потому что не видит перспективы предприятия без сырья. Так что в выигрыше остаются импортеры, которые завозят оптовый продукт из России, Беларуси, Румынии или Польши.
Комментарии
1