Недостатки законодательства создают условия для фальсификаций результатов выборов, считает директор по развитию общественной организации "Интерньюз-Украина" 38-летний Евгений Радченко. Например, партии, которые продвигают кандидата-мажоритарника только в одном округе, приравнены к партиям, представленным списками.
- Проблема в том, что все политические партии имеют право формировать окружные избирательные комиссии по всей Украине, - говорит. - Независимо от того, идет ли эта партия с одним мажоритарником в одном округе, или со списком и двумя сотнями мажоритарников по всем округам. По спискам у нас планируют идти 22 партии, а своих мажоритарников подали 89. То есть по Украине идут 22 партии, а их правами будут пользоваться 89.
Все они имеют право подавать своих представителей в состав любых окружных и участковых комиссий. Дальше их изберет слепой жребий. Скажем, у вас, условно, Партия любителей пива. Вы зарегистрировали одного кандидата по мажоритарному округу. В таком случае можете подавать кандидатов на включение в состав любой окружной избирательной комиссии от вашей партии. Даже во все 224 комиссии, где ваш единственный кандидат не идет. Таких "любителей пива" можно легко использовать, чтобы создать реальное большинство для проходной партии.
Больше того, здесь еще одна коллизия. Обязательно в состав окружной избирательной комиссии включают по одному представителю от политической партии, которая представлена в Верховной Раде. У нас это "Регионы", коммунисты, Объединенная оппозиция, Народная партия. Они вне жребия будут иметь представителя в ОИК или ГИК. Другие - нет. Им позволено только подавать своих представителей для жеребьевки. Но партии, которые автоматически делегируют в состав окружной своего кандидата, тоже имеют право на слепой жребий. Таким образом избирательное законодательство предусматривает полностью нелогичные шаги, которые ведут к неравенству представления всех участников.
Как сделать по уму? В окружную включают представителей тех партий, которые имеют фракции в Верховной Раде, но тогда им запрещают еще подавать представителей на жеребьевку. Партия, которая выдвинула кандидата в депутаты только в мажоритарных округах, имеет право подать кандидатуры своих представителей только в том округе, где выдвинут кандидат.
У меня только два объяснения недостатков законодательства. Первое - непутевость законотворцев. Второе - закладывается сценарий формирования нужного большинства в комиссиях. По-видимому, чтобы размыть возможность внепарламентских партий быть представленными в ГИК и ОИК. Так можно ослабить их позиции при отстаивании результата. Когда много партий подают на жеребьевку своих кандидатов в избирательные комиссии, то слепой жребий стихийно будет формировать состав комиссий в пользу многочисленных статистов. То есть вовсе не тех, кто будет отчаянно бороться за свои голоса.
Комментарии