49-летний Виктор Балога избрался в Верховную Раду по мажоритарному округу №69 в Закарпатье. За него проголосовали более 49% избирателей. Виктор Иванович 27 ноября подал в отставку с должности министра чрезвычайных ситуаций и пошел на постоянную работу в парламент.
После сложения полномочий министра вы написали, что начинаете все с чистого листа. Почему так?
- Для меня пребывание на должности важно лишь с точки зрения коэффициента собственной эффективности. Чем выше - тем дольше есть смысл работать. Другие мотивы мне неинтересны, и потому не для меня. В свое время ушел с Банковой, потому что дальше делать безнадежное дело, каким считал вторую каденцию президента Виктора Ющенко, просто не захотел.
Что-то подобное состоялось и в этот раз. А парламент действительно для меня является чистым листом. И не потому, что не знаю, как он работает, ведь уже был народным депутатом. А потому, что и времена сейчас другие, и политическая конфигурация отличается даже от той, которая была еще год тому назад.
Что изменится в стране с новой Верховной Радой?
- Это зависит от политических сил, представленных в парламенте. Причем и от правящей партии, и от оппозиции. Пока они явно не слышат друг друга и занимаются глупостями. А им надо искать объединяющую платформу. Речь идет, в первую очередь, о совместных усилиях на европейском направлении, где за последних 1,5 года у нас набралась куча проблем.
Как должна действовать оппозиция? Эту систему можно изменить лишь революционным путем?
- Вопрос немного не по адресу, потому что я не в оппозиции, впрочем, как и не в провластной фракции. Однако убежден, что оппозиция обязана сосредоточиться не на создании героической телевизионной картинки, а на государственных приоритетах. Правда, создается впечатление, что пока до этого руки не доходят ни у кого.
Относительно изменения системы и революции, то надо помнить, что и за президента, и за новый парламент голосовали миллионы людей. Политическая палитра во власти сейчас в целом такая, какой ее определило общество. Поэтому и ее изменение должно состояться через выборы. Революции - это крайнее проявление общественного протеста, для чего нужны серьезные причины. Сейчас я таких острых оснований не вижу. Однако из этого не вытекает, что они не могут сложиться или даже возникнуть спонтанно.
Чего стране ожидать в 2013 году? Сможет ли Украина справиться с кризисом?
- Каких-то экономических прорывов не ожидаю. Для них нет оснований. Экономика при нынешнем курсе способна лишь минимально поддерживать существующие показатели. Программы развития откладываются на неопределенное время. Казначейство пустеет, золотовалютные запасы тают. Дешевых кредитов, которыми являются, в первую очередь, ссуды МВФ, нам не дадут. Сотрудничество с фондом теперь уже не экономика, а политика, а с этим у нас проблемы.
Поэтому главный экономический вызов - найти возможности сохранить хотя бы то, что имеем сегодня. Но даже с этим справиться будет непросто.
Вы - за евроинтеграцию, однако власть постоянно отклоняется от европейского курса. Чем это может угрожать стране?
- Во внешних отношениях надо вести себя согласно ценностям и правилам того полюса, которого стремимся достичь. Если идем в Европу - то слушать, что нам говорят в европейских столицах, и выполнять эти установки. Потому что это нужно не им, а нам. Это Украине надо менять законодательство, проводить реформы, учиться жить по законам, а не как-то иначе.
Зато из властных кабинетов нередко можно услышать возмущение, мол, не надо нам указывать. Но это приводит лишь к тому, что с нами не хотят разговаривать, потому что говорить с глухим - тратить попусту время и силы. Поэтому и начал Киев обращать взгляды на восток. И еще ничего, когда это Индия. Хуже, когда это Россия с ее Таможенным и другими союзами. Потому что иметь с ней дело - подвергаться риску поглощения в новую империю, что всегда заканчивается крахом.
Что может склонить Виктора Януковича в сторону России и Таможенного союза?
- Не хочу верить в то, что законно избранный президент добровольно отдаст часть национального суверенитета во внешнее управление. Однако если это случится, а вероятность есть, то подписанное соглашение о вступлении в Таможенный союз надо будет ратифицировать Верховной Радой. Лично буду против этого. Думаю, парламент, который уже прошел через процедуру "яичного" одобрения харьковских соглашений, сможет не допустить нежелательного для Украины сценария.
Пойдет ли власть на уступки по делу Тимошенко-Луценко?
- Кажется, уже всем очевидно, что они очутились за решеткой по политическим причинам. Следствие было предвзятым, судебный вердикт - неубедительным. Лично я сочувствую и госпоже Тимошенко, и Юрию Луценко, и этому сочувствию вовсе не мешают наши бывшие политические споры и противоречия. Колония для любого является тяжелым ударом по личности, здоровью, характеру. Никому такого не желаю. Для меня главное в этой истории, что заложен трагический и ошибочный для страны, ее перспектив прецедент.
Власть может выпустить Тимошенко и Луценко на свободу. Поскольку "посадка" была политической, то и освобождение станет сугубо политическим шагом. Меня не убеждают ссылки на необходимость каких-то дополнительных законодательных изменений. Президент полностью может сделать это самостоятельно. Существует достаточно способов оформить этот шаг, не нарушая закону.
Комментарии
1