Уже с начала 2007 года с улиц и телеэкранов может исчезнуть реклама водки и сигарет. Верховная Рада планирует изменить закон "О рекламе". Недавно в первом чтении уже были приняты два соответствующих законопроекта.
Впоследствии их объединят. Автор одного из них — 41-летний Николай Томенко из Блока Юлии Тимошенко. Он предлагает запретить внешнюю рекламу табака и алкоголя. То есть ту, которая размещается на так называемых бигбордах. Согласно законопроекту, такой запрет для сигарет должен наступить уже с 1 января 2007 года, а для алкоголя — с 2008-го.
Представляя законопроект, Николай Томенко ссылался на результаты социологического исследования. Оказывается, в Украине сейчас курит 41% населения. В то время как в среднем по Европе - 32%, а в России — 36% населения. По информации нардепа, больше всего в Украине курят девушки в возрасте от 12 до 18 лет.
Законопроект Бориса Беспалого, 53 года, из "Нашей Украины" жестче. Он предлагает запретить рекламу алкоголя и табака еще и на телевидении и радио. А также ввести для такой рекламы систему специальных разрешений, ограничить ее специализированными изданиями или выставками.
— Нужно, чтобы потребитель прилагал усилия для того, чтобы к этой рекламе добраться. А не навязывать ее через бигборды или телевидение. Не должна быть такая реклама активной и агрессивной, — замечает Борис Безпалый.
"Нашеукраинец" выступает за поэтапное введение этого законопроекта — потому что иначе рекламисты могут понести убытки. Рекламу с бигбордов, считает Борис Беспалый, нужно снимать уже с начала 2007-го. На телевидении и в печатных СМИ такая реклама должна исчезнуть в течение следующего года.
В Украине сейчас курит 41% населения
Исполнительный директор Ассоциации внешней рекламы Украины Роман Паламарчук, 22 года, говорит, что к таким законодательным инициативам нужно подходить без лишнего популизма.
Запрещать рекламу алкоголя и табака нужно поэтапно, чтобы не обвалился рекламный рынок. Роман Паламарчук считает, что конечный вариант закона будет менее категоричным, чем предложенные Томенко и Беспалым. Для этого при профильном парламентском комитете создали специальную экспертную группу, в работе которой приняли участие и члены Ассоциации.
— Все понимают, что моментальное и окончательное запрещение рекламы алкоголя и табака приведет к потерям местных бюджетов и уменьшению доходов средств массовой информации, — отмечает эксперт. — Можно, например, на первом этапе вывести рекламу такой продукции за город. Или запретить использовать в рекламе изображение бутылки или пачки сигарет. Потому что это, по мнению психологов, побуждает купить тот или иной товар.
По мнению Романа Паламарчука, окончательно рекламу алкоголя и табака рано или поздно все-таки запретят. Ведь Украина подписала ряд соответствующих международных договоров и конвенций. В частности, Международную конвенцию о борьбе с табакокурением. В соответствии с ней наше государство берет на себя обязательство покончить с рекламой сигарет в течение пяти следующих лет.
— Я ко всему этому отношусь несколько скептически, — говорит Тарас Черновол, 42 года, из Партии регионов. — Рекламирование алкоголя и табака очень мало влияет на увеличение или уменьшение употребления этих товаров.
Представление, что против алкоголя и сигарет нужно бороться запретами, нардеп и заядлый курильщик считает "тупым стереотипом". Реклама, дескать, помогает только определяться уже курящим и употребляющим алкоголь, какой именно товар и какой марки покупать.
— Я соглашаюсь, что нужно запретить рекламу табака и алкоголя на тех же бигбордах, — замечает Тарас Черновол. — Но, запрещая ее на телевидении и в печатных средствах массовой информации, мы лишаем их возможности самостоятельно зарабатывать деньги. Фактически делаем очень плохую услугу свободе слова. Хотя и говорим о том, что СМИ должны становиться все менее зависимыми от своих владельцев.
Комментарии
1