Кинорежиссер Анатолий Матешко, 54 года, не может смотреть фильмы "Богдан-Зиновий Хмельницкий" и "Молитва за гетмана Мазепу".
Чем является сегодня украинское кино?
— На данный момент это история. Современного кино нет. Как-то на радиопередаче меня назвали российским кинорежиссером. Это не так. Я — украинский, но мне приходится работать с россиянами.
Как изменилась ваша режиссерская жизнь после выхода на экраны "Дня рождения Буржуя"?
— После "Буржуя" я стал востребованным режиссером и трудоголиком. Сейчас совсем другая эпоха в кино. Общаюсь со многими коллегами по киностудии Довженко и вижу, что большинство из них витают в облаках. Живут прошлым, а так нельзя.
Были ли предложения снять украинский фильм?
— На праздновании 80-летия киностудии имени Довженко подошла председатель Комитета кинематографии Анна Чмиль и сказала, что в следующем году меня ставят в планы. Но эта история повторяется ежегодно. Не могу снимать кино три или пять лет: запуститься, потом ожидать. Хочу работать в современном ритме, быстро. Кстати, в комитете сейчас лежит наш проект фильма по пьесе Анатолия Крыма "Евангелие от Ивана". История о человеке от земли в стиле Кустурицы.
Над чем работаете?
Есть деньги, идеи и таланты. Нет идеологии
— Взял заказ украинской "Медиа-группы", которая снимает сери альные картины для России. В Украине их делать дешевле. Это формат полуторачасового фильма. Экранизируем детективы Татьяны Устиновой.
Не надоело?
— Надоело, но это моя работа. Что, бросить ее и годами ожидать, когда мне дадут снять полнометражную картину? Снимая сериал, постоянно в форме, что-то нарабатываю, общаюсь с актерами, ищу хороший сценарий. Если найду, то деньги под него сегодня вполне реально получить и в России, и в Украине.
Что дала вам украинская киношкола?
— В первую очередь это было общение с такими выдающимися людьми, как Параджанов. Не считаю школой театральный институт. После него окончил высшие режиссерские курсы в Москве. Да, я украинский режиссер, гражданин Украины. Но для моей работы границ нет. Мы работаем в едином информационном поле. Конечно, национальная составляющая важна. Но украинскому кино не хватает самооценки. Делается что-то оторванное от современной жизни. Хотя те демократические процессы, которые происходят в Украине, борьба, люди — все это вдохновляет на современное кино.
Хотите такое снять?
— Да, пишем сценарий. Хотя в последнее время вышло много беспомощных фильмов об оранжевой революции, мы хотим снять полноценную картину.
Кто это "мы"?
— Украинские и российские авторы. Я не разделяю своих друзей и единомышленников по национальностям. Главное — общее дело.
Чего недостает украинскому кино?
— Оно страдает от потребительского отношения многих молодых актеров и режиссеров. Эти люди хотят получать славу и лавры, но не хотят работать.
В целом есть деньги, идеи и таланты. Нет идеологии. А кино — это всегда идеология. Например, существует европейская идеология свободного человека, есть великодержавная американская идеология. Когда это присутствует, то государство не жалеет денег и развивает кинематограф. Для этого он и нужен. Сейчас в России мы видим такую тенденцию. Там появилась какая-то национальная идея, а для кино она как внутренняя пружина для развития.
Что для вас самое ценное?
Годами ожидать, когда мне дадут снять полнометражную картину
— Главной ценностью для меня является работа. Мне она нравится, я хочу работать. Могу своей профессией заработать и прокормить семью.
От каких предложений в кино отказались бы?
— Никогда бы не стал снимать политических " заказух".
Но ваш проект, сценарий к которому в настоящее время пишется, о политике, революции?
— Наш фильм будет не о революции, а о маленьком человеке. Он доведен до отчаяния политическими колебаниями и идет на преступление против себя самого. А политика — фон. Снимать кино о политиках неинтересно.
Как оцениваете украинские картины последних лет — "Богдана-Зиновия Хмельницкого", "Молитву за гетмана Мазепу"?
— Никак. Пытался их смотреть, но не могу. Как бы ни ругали сери альны й продукт, но некоторые молодые режиссеры умудряются снимать серии, которые выходят интереснее и крепче, чем те картины, о которых вы говорите. Фабрика украинского кинематографа разрушена.
Комментарии