Болгария вступила в ЕС в 2007 году. Получила 6,7 млрд евро. Однако до сих пор не использовала половину этой суммы, рассказывает 38-летний Димитар Бечев, глава софийского офиса Европейского совета по международным отношениям.
— Во-первых, потому что их довольно трудно получать, а еще сложнее — менять назначение. Нужно предоставить обоснованный проект, который точно выполнят. Во-вторых, еще до нашего вступления в ЕС фонды несколько раз замораживали, поскольку было подозрение в нецелевом использовании и коррупции на местах. Теперь оставшиеся деньги возвращают в европейский бюджет, они должны войти в следующий фонд, уже на 2014-2020 годы.
Но есть немало успешных проектов. В первую очередь это касается софийского метро, где за средства ЕС построили вторую линию.Строят автобаны, реконструируют жилье. Однако большинство проектов рассчитаны на несколько лет — не сразу можно все увидеть.
Значительные суммы направили на реформу органов местной власти, полиции и судов. Оборудовали помещения, закупили автомобили, провели курсы повышения квалификации. Часть потратили на новое оборудование для больниц, на школы, детсады. То есть их активно используют на местном уровне.
Невзирая на эти средства, Болгария вошла в экономический кризис. Дело в том, что союзные деньги не входят в структуру национального бюджета и на макропоказатели не влияют. Эти средства не столько наполняют экономику, сколько создают необходимые для ее развития условия. Поэтому это по большей части инфраструктурные проекты. Национальная экономика получает подпитку, но все равно развивается за счет госбюджета.
Комментарии