Много говорят о возможном введении Евросоюзом санкций против украинского руководства. Оппозиция составляет списки активистов режима Януковича, которые заслуживают наказания. Пресса допытывается об этом у представителей ЕС.
Запрещение на въезд, арест банковских счетов и других активов в Европе — что могло бы быть страшнее для украинских власть предержащих? Они привыкли отдыхать на шикарных европейских курортах, понастраивали там имений, хранят в тамошних банках "честно заработанные" в Украине и выведенные из нее миллионы. Бесспорно, санкции ЕС стали бы для этих людей в известной степени катастрофой.
К мечтам о таких перспективах отечественной "элиты" многих побуждает пример соседней Беларуси. Под европейскими санкциями там находятся более 200 человек во главе с президентом Лукашенко. Силовики, прокуроры и судьи, ректоры, пропагандисты режима и даже олигарх — все причастные к подавлению демократии и преследованиям оппозиции. В Украине подобных людей также достаточно, а государство быстро приближается к белорусским реалиям. Такое же авторитарное единовластие, уже есть политические узники. Суды, прокуратура, милиция работают на укрепление режима, а не на соблюдение законности или безопасность. Поэтому если ЕС жестко реагирует на диктатуру Лукашенко, почему бы ему не действовать так же относительно Януковича?
Это было бы логично. Однако введение санкций Евросоюзом сейчас является теоретическим. Даже возможное окончательное заключение Тимошенко вряд ли приведет к такой реакции Европы.
В первую очередь для санкций нужно согласие всех государств — членов Евросоюза. Это всегда непросто, ведь каждая из стран имеет собственные интересы и суверенную внешнюю политику. Показательно, что в ЕС были трудности даже с возобновлением санкций против Лукашенко в январе этого года. Опиралась Италия — у ее премьера Сильвио Берлускони с "бацькой" особые отношения. В случае с Украиной гарантированно займет свою позицию та же Польша.
Второй фактор — развитые отношения Евросоюза и Украины. Их и близко нельзя сравнить с теми, которые ЕС имеет с Беларусью, Сирией или Зимбабве. Быть в полушаге от Соглашения об ассоциации и в то же время практически готовиться к применению санкций — это со стороны Евросоюза маловероятно. Возможно, настроения европейцев изменятся спустя какое-то время после окончательного разрушения переговорного процесса, которое активно осуществляет Янукович.
Еще одна закономерность — обычно ЕС налагает санкции в результате конкретного события, за масштабное и грубое пренебрежение демократией и свободами. Например, после сфальсифицированных выборов, какими были в прошлом году президентские в Беларуси. Относительно Украины ближайшим случаем перевода вопроса санкций в практическую плоскость могут стать парламентские выборы 2012 года. Уже понятно: режим Януковича не настроен на демократическое их проведение.
Но чуть ли не важнейшим фактором введения санкций ЕС является активность граждан в противостоянии диктатуре. Возможно, Евросоюз и не наказал бы так строго того же Лукашенко, если бы белорусская власть не прибегла к подавлению масштабных послевыборных протестов. По похожим причинам в этом году санкции ввели против сирийского президента Башира Асада, тунисского Бен Али и покойного уже ливийского руководителя Муаммара Каддафи. Несомненно, реакция ЕС не обошла бы Кучму, Януковича и других в случае силового подавления оранжевой революции 2004 года. Возможно, это стояло бы в повестке дня в случае массовых выступлений украинцев против заключения Юлии Тимошенко.
Санкции ЕС — это всегда своего рода проявление солидарности с народом, притесненным диктаторами, который пытается он них освободиться. Поэтому часто значительно больше весят не так действия утеснителей, как активность общества. Это касается и Украины. Европа может помочь украинцам бороться с авторитарным режимом Януковича — но не будет делать это вместо нас.
Комментарии