Представьте: вы живете в глухом эстонском селе, скоро Новый год и вы присмотрели себе в соседнем лесу елку. Хотите срубить ее — однако, чтобы это было легально.
В 2018 году вопрос решается так: вы запускаете на смартфоне приложение, которое определяет, разрешена ли возле вас вырубка деревьев. Если так, остается через то же приложение оплатить государственную пошлину — и можно идти за елкой. Государственное разрешение уже имеете, за несколько минут и без всяких бумаг.
Так же можно решить большинство других связанных с государством дел. Обновить водительское удостоверение? Не вопрос, заполните онлайн-заявку. Зарегистрировать новорожденного ребенка? Несколько кликов. Проголосовать? 3 минуты. Более 2 тыс. правовых операций во всех сферах жизни от медицины до образования можно осуществлять без визитов в государственные структуры, без часов ожидания и заполнения кипы бланков. Есть три исключения: продажа недвижимости, регистрация брака и развод.
А в 1991-м в Эстонии лишь в половине жилищ была телефонная связь.
Тоомас Хенрдик Ильвес родился в 1953 году в Швеции в семье беглецов из Эстонской Советской Социалистической Республики. Вырос в США, карьеру начал в немецком Мюнхене. С распадом СССР вернулся на родину.
Понимал, чтобы динамично развиваться, Эстония должна осуществить технологический скачок. Для страны в 1,3 млн людей это значит, что большинство должно пустить ИT-технологии в свою жизнь.
В 1996-м Ильвес с министром образования Эстонии предлагают проект "прыжок тигра". Уже в следующем году 97% школ получают компьютеры, интернет-подключение и даже веб-страницы.
Дальше пошли массовые бесплатные курсы по пользованию интернетом, правительственные заседания с компьютерами вместо бумаг, бесплатные точки доступа к вай-фай, в частности в селах. В 2005-м Эстония первой в мире внедрила онлайн-голосование на выборах. В настоящий момент треть граждан делают это через интернет.
Цифровая инфраструктура обеспечила более быстрый рост экономики, превратила Таллинн в город с наибольшим количеством стартапов (новая компания, которая строит бизнес на основе инноваций. Только начала выходить на рынок и владеет ограниченными ресурсами. — ГПУ) на душу населения в Европе. Однако сотни делегаций из всего мира приезжают в маленькую балтийскую страну не за этим.
Проложив по всей стране интернет-кабели и сделав компьютер доступным для каждого, эстонское государство не остановилось — и начало оцифровывать само себя. Куча информации, которую правительство, муниципалитеты и разные службы получают от населения, совмещена в одну систему. Это упрощает жизнь.
— Недавно мне нужно было получить новое водительское удостоверение, — говорит ИT-аналитик Линнар Виик. — А перед тем я как раз делал новый снимок для паспорта. Система его сохранила, учла и автоматически спросила: можно ли использовать эту фотографию для водительского удостоверения? Это разные министерства — внутренних дел и транспорта. А данные общие.
То же было и с медицинской справкой. Недавно Виик проходил обследование у врача, и система поинтересовалась: можно ли использовать имеющиеся данные недавнего медобследования? Или, может, он желает пройти новое?
Водительское удостоверение Линнар Виик получил по почте.
Кроме удобства и сохраненных нервных клеток, "цифровое государство", которое называют e-Estonia, предлагает конкретную выгоду — экономию денег. Только внедрение цифровой подписи позволило сохранить эстонской экономике 2% ВВП.
Но даже не это главное достижение e-Estonia. Оно лежит в трансформации государства как такого.
Что такое государство? Что его символизирует?
В X в. это совокупность церемоний, драгоценностей, войска и авторитарного лидера, который устанавливает выгодные для себя правила. В XX в. — законы, войско, институции, которые извне выражаются в кипах бумаг и сотнях чиновнических кабинетов. В сегодняшней Эстонии это ID-карта с чипом, которая дает доступ к государственной системе из любой точки планеты. Не только гражданам, но и чиновникам или законодателям. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд может подписывать документы на своем планшете, находясь за тысячи километров от своей канцелярии — и она это делает. А законы, реестры граждан, их обязательств, их имущества теперь не покрываются пылью в тускло освещенных помещениях — а занимают несколько терабайтов данных. Которые существуют не в одной копии и не только в Эстонии.
И как теперь захватить это государство? Танками? "Зелеными человечками" и "отпускниками"?
Если территорию Эстонии на определенное время оккупируют, вся юридическая структура государства будет храниться в надежном цифровом хранилище. И после освобождения земель автоматически возобновится. Правительство в изгнании продолжит функционировать, хотя и с ограничениями. Нотариусы будут заверять документы, а суды и дальше будут выносить решения. И, хоть Эстония временно окажется без территории, ее решения будут иметь юридическую силу.
Комментарии