Проведение Украиной и Польшей финального турнира футбольного Евро-2012 сделало нас свидетелями уникального эксперимента. Впервые в истории спортивные соревнования такого уровня доверено провести стране с переходной экономикой.
Что из этого выйдет? Из всех возможных вариантов можно выбрать два основных.
Первый предусматривает изменения к лучшему в связи с футбольным турниром европейского масштаба. Именно футбол должен стать толчком к строительству тысяч новых современных объектов, полного обновления ради этого промышленной и социальной инфраструктуры нашей страны. Это коснется почти всех отраслей украинской экономики. Ее придется перестроить, чтобы, например, к 2012 году построить современную автостраду от Варшавы до Донецка. Если прибавить к этой автостраде сотни гостиниц, десяток аэропортов, современные спортивные сооружения, то до 2012 года мы имеем шанс оказаться в новом государстве. Потому что в настоящее время ничего такого построить нельзя. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на экономические показатели Украины за прошлый год.
Второй вариант обещает нам долгие споры по поводу того, кто и как должен возводить объекты для Евро-2012. После этого так-сяк достроят то, что строится, подремонтируют то, что разваливается. В конце парализуют на месяц всю страну, стараясь принять, перевезти и разместить гостей на том, что есть, — временно ограничив права рядовых граждан на пользование всем тем, что понадобится во время соревнований.
Почему нам не показывают эту папку?
Однако вспомним имеющийся опыт. Речь идет об Олимпийских играх 1980 года в Москве. Там построили олимпийские объекты, которые работают в настоящее время. До недавнего времени ничего принципиально нового из спортивных сооружений в столице России не построили. Новые стадионы и дворцы начали возводить лишь в последнее время, без привязки к конкретному спортивному событию. Просто сегодня Москва для этого уже "созрела". Это же касается гостиниц, дорог и аэропортов.
Если бы в Киеве и других городах, где пройдут игры турнира Евро-2012, построили хотя бы столько же, сколько возвели в Москве к Олимпийским играм 1980 года, это было бы хорошим результатом.
В то же время следует помнить, что московская Олимпиада проходила еще при социализме, когда действовали совсем другие механизмы проектирования, финансирования и тому подобного. У нас эти механизмы давно не действуют, а новые пока еще не созданы.
Например, кто конкретно должен финансировать строительство объектов для Евро-2012? Ответить на это невозможно, поскольку до сих пор не определено, что именно следует построить. Огромной папки с документами, которую возили из Украины в УЕ ФА на презентацию общей с Польшей заявки, нам никто не показал. Там написано и распланировано что-то такое, что убедило почтенную европейскую структуру отдать Украине и Польше соревнования, на которые претендовала более развитая Италия. Почему нам не показывают ту папку? Может, там совсем не то, о чем нам рассказывают, оперируя миллиардными цифрами с легкостью голодного Остапа Бендера в клубе села Васюки?
Если почитать газеты и посмотреть телевизор, создастся впечатление, что главным препятствием для проведения европейского футбольного чемпионата 2012 года является торговый центр около главного стадиона Киева. Мол, если это строительство уничтожить — все вопросы решатся. Но все это не совсем так.
Пока еще подготовка к футбольному чемпионату Евро-2012 — это как строительство коммунизма времен советов. Напомню, что 40 лет тому назад коммунизмом звалось общество всеобщего процветания, где каждый будет работать в соответствии со своими способностями, а получать согласно своим потребностям. Тогда все, что делалось в стране, было направлено на построение обещанного Хрущевым на 1980 год коммунизма. Почти все, что теперь даже еще не делается, а лишь планируется, начинают "освящать" именем Евро-2012. Коммунизм, как известно, в 1980 году построить не удалось, а жить тогда было лучше всего именно главным его строителям.
Если очистить заявления украинских должностных лиц относительно хода подготовки Евро-2012 от словесного хлама, то картина становится четкой: на месте нужной работы еще и конь не валялся. И пока не видно даже контуров человека или организации, которая начнет реально что-то делать, а не будет заниматься болтовней. Можно, конечно, назвать работой по подготовке к футбольному турниру все, что и без того делается, строится или реконструируется. Как в 60-е годы, когда какая-то бригада строителей строила не просто сарай, а коммунизм. В итоге и коммунизма нет, и сараи пора звали вались.
Комментарии