Турция 1 марта начала военную операцию "Весенний щит" в Сирии против режима президента Башара Асада, которого поддерживает Россия. Уничтожили 8 вертолетов, 2 самолета Су-24, 103 танка, 72 артиллерийские установки, три системы противовоздушной обороны. Убиты более 2 тыс. военных сирийского режима, сообщило турецкое министерство обороны.
27 февраля турецкие подразделения в сирийской провинции Идлиб попали под авиаудары — 33 человека погибли, 39 ранены. Турецкие войска были на одном из 12 наблюдательных постов, созданных в рамках соглашения с Россией. Та отрицает участие в атаке, хотя именно ее самолеты до того наносили большинство ударов в этом районе. В Москве заявили, что турецкие военные были среди террористов, а те якобы готовили наступление против Асада. Россияне говорят, что координировали действия сирийских войск и спрашивали у Турции о расположении ее сил, чтобы они не попали под обстрелы. Анкара отрицает. Мол, на момент удара в секторе были только турецкие военные, и русские об этом знали.
Турция созвала экстренное заседание Североатлантического альянса, ведь является его членом. НАТО поддержала Анкару и призвала к поиску компромисса для примирения.
В октябре прошлого года Турция и РФ договорились совместно контролировать сирийско-турецкую границу. Власть первой распространялась на 30-километровую зону от него, россияне помогли вытеснить оттуда курдов (турки воюют с Курдской рабочей партией, которая отстаивает независимость Курдистана — территории в пределах Турции, Ирана, Ирака, Сирии, где курды составляют большинство населения. — ГПУ). В ней должны были разместить сирийских беженцев, которые находились на турецкой территории.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган договорился по телефону с Владимиром Путиным встретиться 5 марта в Москве.
— Русские и режим Асада рассчитывали вследствие наступления на Идлиб закончить войну победой своей коалиции. Будет мощное обострение. На турецкие власти давит улица. Смерть военных задела турок, мобилизовала население. Эрдоган должен реагировать жестко, — объясняет директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, 53 года.
— Россия серьезно просчиталась. Ее план не сработал. Идлиб — первый случай, когда страна НАТО воюет на территории Сирии, используя все виды вооружения. Анкара будет пытаться восстановить статус-кво провинции Идлиб. Вновь признать ее зоной прекращения огня.
НАТО будет помогать Турции дипломатически, политически, ресурсами. Привлечение Альянса зависит и от самих турок. В последнее время Эрдоган пытался балансировать между НАТО и Россией. Должен выбрать сторону.
Открытием границы для беженцев Турция дает Евросоюзу понять, что игры закончились. Требует поддержки в противостоянии с курдами и российско-сирийскими силами. Большинство беженцев, которые пересекли границу Турции, сейчас в серой зоне. Однако Болгария, Греция и другие европейские страны вынуждены договариваться с Анкарой.
Обострение в Сирии могло бы сыграть нам на руку. Но власть не имеет политической воли, чтобы воспользоваться новыми возможностями.
Комментарии