— Убежала из Крыма после событий февраля 2014-го. Жила в лагере для беженцев в Пуще-Водице. Теперь арендую в Киеве квартиру, — говорит 75-летняя Галина Петровна из Севастополя.
22 ноября стоит на столичной площади Независимости. Здесь отмечают вторую годовщину начала Революции достоинства.
— Многие люди в Крыму сожалеют по Украине. Мой сосед Олег Александрович полгода назад обзывал меня бандеровкой и обещал задавить за Россию. А это недавно звонит: Петровна, вы где, возвращайтесь. Жаловался, что живут в полном дерьме. Те тараканы им только все наобещали. А полки в магазинах пустые, продукты дорогие, света нет. Пусть теперь воду питьевую кораблями возят, так скорее все поймут.
Около полудня на Майдане собирается больше 300 людей. Периодически скандируют "Банду прочь!".
Раздается гимн и песня "Пливе кача". Галина Петровна вытирает слезы национальным флагом. На нем черным маркером написано название ее города.
Бывший политзаключенный и экс-нардеп 78-летний Степан Хмара поднимается на сцену. Призывает всех документировать преступления России на Донбассе. Люди аплодируют.
— Те, кто был при Януковиче, перебежали из одной партии в другую. Никто не наказан, — говорит 20-летний Андрей, студент столичного университета им. Тараса Шевченко. — Людям нужно выходить на улицу и заявлять о своем несогласии. Но все уже расслабились.
— После Майдана жить стало хуже. Но мы присутствуем при родах нации, а роды легкими не бывают, — говорит Вячеслав Богуславский, волонтер движения "Украина — это я". — До Майдана я плевать хотел на государство, патриотизмом считал болеть за наших в футболе. А теперь готов отдать за него жизнь, — прячет руки в карманы.
Холодно и сыро. Со сцены читают стихи о Майдане.
— Это не вече. Нужно говорить, как менять систему. Люди кричат "Прочь власть" и Верховную Раду. Ну, зайдут новые, и что? Люди поняли, что Майдан — это возможность изменить что-то в стране, но что именно — не знают. Народ уверен: если заменить верхушку, то станет проще. Но это будет та же банка огурцов, — добавляет Богуславский.
С бывшим бойцом третьей сотни Самообороны 40-летним Олегом Ткачуком встречаемся в субботу на столичной площади Независимости. Он родом из города Калуш на Ивано-Франковщине. В настоящее время служит в батальоне Кульчицкого, который является частью Нацгвардии.
Олег Ткачук — в военной форме. Устанавливает оранжевую туристическую палатку возле Главпочтамта.
— Это маяк для ребят, которые со мной здесь были, — объясняет. — Большинство участников революции сейчас на Донбассе. Вот это — Паша. Он получил контузию и частичный паралич на войне, — знакомит с парнем на костылях.
Идем к фонтанам напротив Дома профсоюзов.
— Здесь стояла наша палатка — Научная сотня. Чего так, до сих пор не знаю, — пожимает плечами Ткачук. — В нашую сотню разные люди входили — предприниматели, рабочие, строители. Имели здесь и кухню, и сцену небольшую — студенты читали лекции. Дежурили на баррикаде.
Под сценой, где должен начаться студенческий концерт — с три сотни людей поют гимн и скандируют лозунги Майдана: "Банду прочь!", "Революция!".
— Никто не хочет еще одного противостояния, — останавливается напротив них Ткачук. — Понимаю — люди устали ждать. Но сейчас есть все: объединение и консолидация народа, худо-бедно, но поддержка власти. Нужно это использовать. Сейчас последний шанс изменить жизнь. Хоть 20 лет и я ждать не хочу. Тогда буду старый и мечтаю иметь нормальную пенсию.
Почему мы так трудно меняемся? Причину нужно искать в себе и в соседях. Нужно людям объяснять, для чего ходим на выборы.
Начинают растягивать металлическое ограждение, которое перекрывает проход к сцене. С десяток нацгвардейцев пытаются сдержать людей, но те сильнее.
— Возмущает, что годовщину Майдана отмечают как праздник. Здесь наши братья погибали! — выкрикивают.
Вокруг Майдана собираются несколько групп силовиков в бронежилетах и с палками. Не вмешиваются. Организаторы отменяют концерт.
15 студенческих коллективов должны были выступить на музыкальном марафоне "Свободные творят будущее!". Его планировали провести 21 ноября на столичной площади Независимости. В ночь на воскресенье сцену разобрали.
Комментарии