Руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, 45 лет, считает, что Россия будет использовать вопрос поставок газа для дестабилизации политической ситуации в Украине.
Президент России Дмитрий Медведев заявил, что Украина неспособна платить за российский газ. Так ли это?
— Выпады против Украины и "Нефтегаза" неслучайно пришлись именно на этот период. Потому что стали известны результаты хозяйственной деятельности "Газпрома" — его показатели за первый квартал существенно снизились. Объем продаж газа на основном рынке — в странах ЕС упал на 39 процентов. Перспектива на ближайший период тоже неблагоприятная. В соответствии с прошлогодними тенденциями нефтяного рынка сейчас будет снижаться цена на газ. То есть даже при сохранении урезанных объемов экспорта к Евросоюзу "Газпром" получит меньше доходов, что еще больше ухудшит его финансовое состояние. А он еще и продолжает пробивать строительство экономически необоснованных проектов, в частности "Южного потока" — из России в Болгарию через Черное море.
Более того, эксперты ловят "Газпром" на явной бессмыслице: проектная мощность "Южного потока" должна быть увеличена практически вдвое — с 31 до 63 миллиардов кубометров в год. А стоимость проекта вдруг стала вдвое меньше — с 19–24 до 9,6 миллиардов евро. Правда, и эти деньги неподъемные для "Газпрома".
Есть ли проблемы у "Нефтегаза"?
— Конечно. Но он остается государственной компанией. Потому правительство будет предоставлять ему субсидии и не даст обанкротиться. Хотя это и не совсем правильно — такая структура должна приносить государству деньги, а не накапливать долги и проблемы.
Вопрос в другом: если "Газпрому" не хватает платежей "Нефтегаза", это и является индикатором его крайне неутешительного финансового состояния. И накануне седьмого числа каждого месяца — срока уплаты за газ — ситуация всегда нагнетается. Но тот факт, что сейчас к этому подключились президент и премьер России, свидетельствует: задумываются манипуляции, чтобы перейти к предоплате за газ. "Газпром" юридическими и бухгалтерскими хитростями может создать ситуацию, когда платеж не будет зачислен в седьмое число. И потом подать это как факт нарушения Украиной контрактных обязательств. То есть "Нефтегаз", рассчитавшись за предыдущий месяц, будет вынужден тут же платить за месяц вперед. Это для него станет проблемой.
Так мы стоим на пороге новой "газовой войны"?
— Пока я назвал бы это информационно-пропагандистской подготовкой. Потому что развертывание газовой войны с перекрытием его поставок летом неэффективно. Так было всегда — зимой закручивают кран, летом задействуют ценово-долговые механизмы.
Уже прошло почти полгода после подписания газовых соглашений. Тогда Юлия Тимошенко заявляла, что они самые лучшие. Как в настоящее время их оценить?
— Как лучшие из худших. Могло быть еще хуже. Можно понять в той ситуации желание правительства разрядить обстановку, разблокировать поставки газа в Украину и ЕС. Российская сторона и воспользовалась этим. Контракты были подготовлены исключительно "Газпромом" — рука украинских экспертов их не касалась. Согласие Тимошенко на их подписание было политикой.
"Газпром" не в состоянии удовлетворить всех потребителей
Сейчас можно более выразительно увидеть проблемы этих соглашений. Россия заложила в них предпосылки для перехода на предоплату за газ.
Какие могут быть политические уступки Тимошенко, чтобы Россия к президентским выборам не нагнетала ситуацию на газовом рынке?
— Россия не примет от нее политических уступок. Кремль дестабилизирует ситуацию и будет поддерживать управляемый хаос в Украине. Газовым вопросам он будет манипулировать украинскими центрами власти. Будет использовать желание основных игроков любой ценой стать победителем президентских гонок. И будет добиваться вполне конкретных уступок. Сейчас речь идет о подписании российско-украинского межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, которое якобы призвано снять возражения Кремля против брюссельской декларации по модернизации украинской газотранспортной системы. Но нужно внимательно смотреть на содержание соглашения. Потому что уже в настоящее время Тимошенко закладывает асимметрию: с ЕС имеем декларацию, которая не является юридически обязательным документом, а с Россией будем иметь международный договор.
Президент Виктор Ющенко заявил, что Украина должна пересмотреть газовые контракты. Возможно ли это?
— Только с доброй воли России. Безусловно, нужно убрать из этих соглашений дисбалансы — это касается тарифов и объемов поставок. Но Россия на это не согласится. А обращаться в Стокгольмский арбитражный суд незачем — сами же согласились на такие условия. Потому речь должна идти о том, чтобы создать возможности для пересмотра настоящих контрактов. Для этого должна быть консолидирована позиция. Потому что вот в настоящее время президент требует пересмотра, а правительство не собирается этого делать. Россия этим пользуется. И даже призывает нашу верхушку определиться. А они не хотят, потому что преобладают корпоративные интересы. А платят за это украинские потребители.
Пересматривают ли ежеквартально цену газа?
— Да. В первом квартале она составляла 360 долларов за тысячу кубометров, во втором — 270,95. В следующих должна еще снизиться, если Россия чего-то не выдумает. Именно поэтому "Газпром" настаивает, чтобы Украина закупала газ для закачивания в подземные хранилища. А у нас еще остались запасы с прошлого отопительного сезона.
Почему "Газпром" сокращает добычу газа?
— В действительности добычу не сокращают — она падает. И не из-за того, что потребители меньше его берут, а потому что западно-сибирские месторождения истощены. Россия это скрывает.
Кроме сокращения импорта газа в Европу, в самой России по настоянию "Газпрома" ограничивается его потребление. Также принуждают сокращать добычу газа частные компании.
Это свидетельствует, что "Газпром" не в состоянии удовлетворить всех потребителей. Летом эта проблема не слишком ощутимая, но зимой появится очень остро. Недаром же последние газовые войны возникали в период холодов.
Должна ли Европа помочь Украине в газовых спорах с Россией, в частности предоставить кредит?
— И да, и нет. Европа не должна финансово помогать нам — Украина сама же подписала такие соглашения с дисбалансом между ценами газа и тарифами на транзит. С другой стороны, речь идет об энергетической безопасности ЕС. Потому позиция Европы во время конфликта — мол, это спор двух коммерческих структур, пусть сами разберутся — неадекватная. Еврокомиссия не смогла разобраться в глубинных причинах. Дело же в том, что Россия не ставит своей целью разобраться, а стремится продвигать свой интерес — поставить под контроль украинскую ГТС и добиться от ЕС согласия на реализацию политически мотивированных проектов: "Южный поток" и "Северный поток" — через Балтийское море. Москва хочет "раскрутить" европейцев на деньги для этого.
Еврокомиссия рассматривает возможность финансового содействия Украине для закупки необходимых объемов газа при условии, что наша сторона обеспечит прозрачность функционирования газохранилищ, расположенных в Западной Украине. Но Украина должна была бы еще после зимнего газового кризиса предложить европейским компаниям закупать газ непосредственно в России и размещать его в наших хранилищах. Это перераспределило бы ответственность за энергобезопасность стран ЕС. К тому же в Европе хранение газа — очень прибыльный бизнес. Там тарифы на это в 20 раз выше, чем в Украине.
Комментарии