Завершается учебный год. Кто-то окончил школу и готовится к вступительным экзаменам в вузы, кто-то — к очередной экзаменационной сессии. А кто-то только пойдет в школу, и его багаж знаний ограничивается достижениями в детском садике. Довольны ли вы качеством образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах?
Павел Мовчан, 67 лет
председатель "Просвіти":
— О каком качестве образования можно говорить, если его финансирование не отвечает современным требованиям? Компьютеризация школ, за исключением больших городов, практически отсутствует. Очень мало руководителей вузов, которые деньги от контрактнико в вкладывают в образовательные программы, а не грабят студентов и не отдают часть "вверх". Математические и другие прикладные школы разрушаются на наших глазах. Принципы педагогики расшатаны, у учеников нет мотивации к учебе. В села выпускники учреждений культуры и образования не едут. Они скорее пойдут на городские рынки, пополняя армию трактирщиков и вымогателей, чем будут работать по специальности.
Наталия Кваша, 47 лет
домохозяйка:
— Моя младшая дочка Катя три года ходила в детсад, готовилась к школе. В нашей группе воспитатели с детьми занимались хорошо. Много рассказывали им об окружающей среде, природе, мире. Как-то веду Катю домой, а она в плач: "Раньше лучше жили, воздух не был такой грязный". Также учат детей набирать номера разных служб — милиции, пожарной охраны, "скорой". Но мы с мужем тоже занимались с дочкой — научили ее читать, считать. Записали в Дом детей и юношества на танцы и рисование. Теперь нас агитируют в музыкальную школу. То есть сейчас у детей много возможностей. А качество учебы зависит от конкретного учителя и воспитателя.
Кирилл Сушко, 26 лет
работник налоговой службы:
— Я окончил юрфак торгово-экономического института пять лет назад. Хоть оценки у меня были хорошие, но качеством образования не совсем доволен. Некоторые дисциплины преподавались просто формально. Уже на первой работе после вуза — юристом в службе занятости — почувствовал нехватку знаний, пришлось доучиваться на практике. Думаю, нашему высшему образованию не хватает новых подходов к изучению предметов, другой системы оценивания знаний, внимания к самостоятельной подготовке студентов. Пока в ней преобладает советская педагогика и методология.
Елена Ищенко, 21 год
студентка-заочница университета:
— Возможно, на стационарах уровень преподавания выше, но заочное образование — это такое болото. Тут о качестве учебы вообще говорить нечего. Лекции "прогоняют" — и с давай, как хочешь. Потому и процветает взяточничество. По моему мнению, тяжелые программы, их нужно упростить. Некоторые преподаватели трактуют произведения литературы так же, как и тридцать лет назад, когда на этом же филфаке училась моя мама. У них до сих пор в голове "Ленин, партия, комсомол". Нужно больше молодых преподавателей с современным мышлением, новые образовательные технологии и вообще новый взгляд на мир.
Евгений Сверстюк, 78 лет
литературовед:
— Образование у нас очень неодинаковое. Есть прекрасные лицеи, а есть запущенные школы. Вообще, над усовершенствованием гуманитарного образования думают мало. Новые учебники — это переделанные советские. Я интересовался вопросам введения уроков христианской этики — пока еще атеистическая рутина в школе существует. Например в преподавании биологических наук. Дети лишены тех элементарных знаний, которые нужны каждому человеку.
Комментарии