Ексклюзивы
четверг, 22 января 2009 18:54

Проиграла ли Украина газовую войну

  Игорь Жданов: ”Тимошенко в который раз доказала, что она  — чуть ли не единственный мужчина в украинской политике”
Игорь Жданов: ”Тимошенко в который раз доказала, что она — чуть ли не единственный мужчина в украинской политике”

Перед своей последней поездкой в Москву премьер попала в информационную ловушку оппонентов. Юлия Тимошенко понимала, что любое окончание газовой войны и заключение соглашений будет раскритиковано как оппозицией, так и главой государства.

В случае подозрительно низких цен на газ ее обвинят в коррупции и "сдаче" национальных интересов в обмен на газовые преференции. В случае перехода на мировые цены обвинения будут базироваться на тезисе поражения Украины и "неподъемной" для населения и промышленности стоимости газа.

Однако Тимошенко в который раз доказала, что она — чуть ли не единственный мужчина в украинской политике и не боится брать ответственность на себя.

Могли ли условия для Украины быть лучшими? Наверное, да. Но лишь до срыва переговоров в декабре 2008 года. Нынешние условия — это цена компромисса.

Он довольно уязвим для критики, поскольку это всегда уступки с обеих сторон. Лишь наивный человек рассчитывал, что после длительной газовой войны Украине и России удастся выторговать для себя суперблагоприятные условия.

Публичные заявления Владимира Путина и Дмитрия Медведева о ценах на газ для Украины в $450 существенно ограничивали их возможности для маневра. В Москве своя политика и свои политические расклады.

Вряд ли, если бы переговоры проходили непосредственно при участии президента Украины Виктора Ющенко, они вообще закончились бы результативно. Ведь подоплека газовой войны, кроме вполне объективных факторов — желания России обеспечить свое влияние на постсоветском пространстве, дискредитация Украины как транзитера газа в Европу, участие "Газпрома" в приватизации украинской ГТС — имела в себе и сугубо субъективный фактор: личное невосприятие Путиным Виктора Ющенко и желание российского премьера отомстить за поражение 2004 года.

О чем же конкретно договорились премьеры наших стран, какова цена компромисса?

Цена в $360 сначала шокировала. Как в 2006-м шокировала цена $95 и почти $180 в прошлом году.

Однако дьявол, как всегда, в деталях. Стало известно, что это цена лишь на первый квартал 2009-го (именно здесь играет роль временной лаг в шесть–девять месяцев цены на нефть, от которой высчитывается стоимость газа. Ведь именно в то время — середина 2008 года — эти цены достигли рекордных отметок).

Украина вряд ли будет покупать много газа в первом квартале. Ведь ей необходимо на год 55 млрд кубов российского газа. На сегодня в наших газохранилищах есть приблизительно 16 млрд кубов газа, закупленного еще по цене $179,5. Следовательно, на отопительный сезон газом мы обеспечены.

54 процента украинцев считают, что лучше платить за газ по европейским ценам и быть независимыми от России

Потом газовая цена будет снижаться: в апреле-июне составит $270 за тыс. куб. м, в июле-сентябре — $219, в октябре-декабре — $162. Что и составит среднегодовую цену в почти $230. А это уже не так убийственно.

Наших промышленных баронов такая цена тоже не устраивает, им подавай подешевле. Однако никто из них, получая до этого сверхприбыли, не внедрял энергосберегающие технологии. Потому возникает вопрос: почему, например, в Германии, Италии, Польше и других странах химическая промышленность при цене на газ в $400–500 является рентабельной, а у нас при цене $230 — нет?

Непонятной сначала была и договоренность о сохранении ставки транзита в $1,7. Но впоследствии все встало на свои места. Эта ставка во многом зависит от цены на топливный (технологический) газ. Чем выше стоимость технологического газа, тем выше ставка транзита. Ставка на транзит в $4–10 устанавливается в тех странах, которые закупают топливный газ по цене $300–500.

Цена на технологический газ для Украины в 2009 году будет даже меньше, чем в прошлом: по разным данным — от $154 до $167 за тыс. кубов (в 2008-м — $179,5). Поэтому Украина лишь выигрывает от такого подхода. Тем более что чиновники уже заявили, что по такой цене они купят 11 млрд кубов газа — вместо необходимых 6,5 млрд для транспортировки российского газа в Европу.

Во всех этих договоренностях беспокоит другое. А именно — что дочка "Газпрома" получает возможность оттяпать 25% газового рынка Украины. Отношения с Россией неоднократно подтверждали истину: дашь палец — откусят руку.

Какие же последствия для Украины имеет подписанное газовое соглашение?

Следствие первое. После заключения соглашения в 2010 году минимизируется влияние газового фактора на внутриполитические дела.

Важно, что заключены долгосрочные соглашения на 10 лет. Не менее важно, что в них заложен формульный подход к формированию цены на газ и транзит. Есть надежда, что в будущем будет исключен такой ход событий, когда президент или премьер в конце каждого года едет в Москву и договаривается о ценах на газ. И рассказывает о своих победах, а оппозиция — о его поражениях.

Формульная цена позволяет формировать стоимость газа практически автоматически. Для этого необходимо лишь подставлять в эту формулу биржевую цену нефти (мазута) с временным лагом шесть-девять месяцев.

Не менее важно, что заключен прямой договор между "Газпромом" и "Нефтегазом", а следовательно, устранена "прокладка" — "РосУкрЭнерго", паразитировавшая на энергетическом поле.

Следствие второе. У России выбит из рук аргумент о дотировании Украины, о льготных ценах на энергоносители, а следовательно — ограничено ее влияние на нашу политику. Ведь не секрет, что льготные цены на газ Украине нужно было отрабатывать. Хочешь быть независимым — плати мировую цену за газ. Приятно, что по данным последнего исследования Национального института стратегических исследований, это поняли почти 54% украинцев. Они считают, что лучше платить за газ по европейским ценам и быть независимыми от России.

Следствие третье. Заключение газовых соглашений было необходимо для того, чтобы окончательно не испортить международный имидж Украины. В случае дальнейшего затягивания газовой войны мы  окончательно потеряли бы имидж как транзитера газа в Европу и страны, которая способна договариваться и выполнять собственные обязательства.

С другой стороны, украино-российская газовая война подтвердила: наша политическая элита не способна объединяться даже в чрезвычайных, кризисных условиях.

1 января 2009 года было общее заявление Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко относительно газового кризиса. Оно приятно удивило. Но такое единство продержалось несколько дней. Секретариат президента не замешкался со своими негативными оценками действий правительства, что не способствовало достижению позитивных результатов на газовых переговорах. Один из главных аргументов россиян: у них политический бардак, и неизвестно, с кем договариваться.

Особый разговор об оппозиции. Да, она имеет право и обязана критиковать власть, предлагать альтернативу государственной политике. Однако в случае внешних угроз нужно действовать по принципу "не навреди": не навреди собственной стране, защите ее национальных интересов.

Как пример — деятельность оппозиции в другом государстве. Параллельно с украинско-российским кризисом проходила военная операция Израиля в секторе Газа. Лидер израильской оппозиционной партии "Ликуд" — бывший премьер-министр Беньямин Нетаньяху, заявил, что не будет критиковать правительство, а наоборот — сделает все возможное для разъяснения позиции Израиля как внутри страны, так и вне страны. И это на фоне окончания внеочередной парламентской кампании по выборам к кнессета.

Способна ли украинская политическая элита к таким действиям? Вопрос, скорее, риторический.

Сейчас вы читаете новость «Проиграла ли Украина газовую войну». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть