Директор Центра социологических и политических исследований "Пента" Андрей Ермолаев, 39 лет, считает, что для украинцев независимость государства — это вопрос не празднования, а скорее нового измерения жизни.
— Если бы спросить, изменило ли это событие жизни граждан, мы получили бы намного больший процент позитивных ответов, — уверен он. — А вот как оно изменилось — это другое дело.
Для значительной части представителей старшего поколения независимость не была священной целью, говорит эксперт. Поэтому появление таковой мало что для них значит.
А работоспособные граждане, воспринявшие независимость как политический факт, по-разному прожили эти годы. Общество пережило безработицу, эпоху бандитизма, связанную с первичным накоплением капитала, изменение социальных стандартов. Если 20–25 лет назад человек идентифицировал себя как представителя советского среднего класса, то в новом государстве оказался в статусе низкооплачиваемой рабочей силы, то для него День независимости не будет культовым праздником.
— Бедные и низкооплачиваемые преобладают над прослойкой среднего класса, не говоря уже о богатых, — говорит Андрей Ермолаев. — Отношение к этой дате изменится только тогда, когда для большинства украинцев их жизнь из года в год будет сопровождаться позитивными изменениями стандартов, доходов, социального статуса и престижа государства.
Комментарии