Ексклюзивы
вторник, 05 марта 2013 06:45

"Без немецкого инженера нельзя сделать качественный автобус"

Автор: фото: Виталий Грабар
 

Львовский горсовет абсолютным большинством голосов поддержал обращение к руководству страны о возвращении в собственность государства Львовского автобусного завода. Решение инициировала группа инженеров-ветеранов ЛАЗа, которые теперь на пенсии. Ссылаются на решение суда, который будто бы в 2001 году признал незаконность приватизации предприятия. Теперь им владеет российский бизнесмен Игорь Чуркин, 45 лет.

В Украине суды могут доказать незаконность или законность любого события. Была бы "политическая целесообразность", — говорит львовский экономист и политолог 49-летний Виктор Шевчук. — Очевидно, в случае с ЛАЗом речь идет о причастности кого-то из активных политических фигур к этому делу. Фамилия проявится впоследствии.

Сейчас главная версия — депутаты от "Свободы" кинулись реприватизировать предприятие, чтобы "подвинуть оттуда россиян", — смеется. — Кстати, у братьев Чуркиных через суд отобрали в 2007 году Черноморский судостроительный завод. Это было во времена правления правительства "проффесионалов" (Виктора Януковича. — "ГПУ"). Предприятие передали другому россиянину — Вадиму Новинскому. А впоследствии забрали и у него.

Владелец ЛАЗа не первый год заверяет, что усиленно ищет покупателей автобусов по всей Европе. Почему так туго идут дела?

Эти автобусы так же востребованы, как и ложи для вип-зрителей на "Львов Арене", — Виктор Алексеевич саркастически улыбается. — По Львову ездят немецкие автобусы-пенсионеры с 20-летним стажем, и остановить их может разве что подсыпание сахара в двигатель (Недавно в одном из львовских автотранспортных предприятий неизвестные насыпали сахар в двигатели автобусов, чтобы те вышли из строя. — "ГПУ"). А львовский бус может "посыпаться" уже через несколько рейсов. Я давно не верю, что без немецкого или французского инженера можно сделать качественный транспорт. Правда, есть польский "Соларис", но там только труд рабочих на конвейере — местный. Остальное, от двигателя до пластика на сидениях, иностранного происхождения. Нужно было в 1992-м или в 1993 году отдать ЛАЗ немцам или французам за символический 1 купоно-карбованец, и сегодня не имели  бы хлопот с автобусами, рабочими местами.

Вспоминаю историю, когда на новеньком ЛАЗе должен был ехать из Львова в Стрый президент Леонид Кучма. Неожиданно автобус задымел. Выкрутились, кажется, благодаря автобусу футбольного клуба "Карпаты".

Кому выгодно закрытие ЛАЗа? На эту территорию зарятся?

Зариться не на что. В 2006-2007 годах еще имело смысл использовать заводские территории для строительства жилья. Говорили о перенесении производственных мощностей ЛАЗа в Луцк. Но с финансовым кризисом тема жилищного строительства на промышленной территории потеряла актуальность. Инвесторов перестала интересовать любая городская земля. Тем более пропитанная соляркой и тяжелыми металлами.

Кто сегодня мог бы приобрести завод?

Он привлекает серьезных инвесторов так же, как невеста на встречах "кому за 60".

Можно предположить, что ЛАЗ покупает кто-то из владельцев металлургических предприятий. Он поделится активами с корейскими инвесторами, которые на сегодня ощущают нехватку производственных мощностей, и те вложились бы в производство. Это позволило бы сбывать автобусникам металл, который все сложнее продать на мировом рынке, был бы мощный "медийный выхлоп" и благодарность сотни-двух галичан. Но такой ход событий кажется слишком сложным, чтобы поверить в него.

Если продавать завод, то только компании с мировым именем. В начале 1990-х ЛАЗом интересовались немецкие "Даймлер-Бенц", французская "Рено". По слухам, французы даже подготовили за свой счет шесть бусов для презентационной поездки во Францию. Но не сложилось. То ли помешал гигантский летний пожар в одном из цехов, то ли еще что-то. Потом интерес проявила корейская "Дэу". Все кричали, что не отдадут чуть ли не единственное уцелевшее промышленное предприятие Западной Украины "за бесценок". И владельцами стали братья Чуркины, которые обещали "новые горизонты".

Сейчас транспортное машиностроение и сопутствующие производства возвращают из Китая обратно в Европу, и это создает гигантский шанс для Украины. Но возобновить ЛАЗ на старой городской площадке почти нереально. Во Львове трудно найти работников рабочих профессий. Скорее всего, производство будут закладывать на новых площадях где-то в области.

Кстати, благодаря инвестициям зарубежных гигантов Польша стала третьим в Европе производителем автобусов. Хотя в начале 1990-х на ЛАЗе работали рабочие-поляки. И каждый домой возвращался с телевизором "Электрон". Вот такие были времена.

23 миллиона гривен должен ЛАЗу Львов за два троллейбуса и около 30 автобусов. Еще 50 млн задолжали заводу за изготовленную продукцию другие города Украины.

Для изготовления автобусов ЛАЗ взял кредиты, люди работали сверхурочно — у них зарплата от выработки, — объясняет Оксана Горак из пресс-центра предприятия. — Технику мы давно передали, а отдавать деньги нам никто не собирается. Рабочим не можем выплатить заработанное.

Сейчас вы читаете новость «"Без немецкого инженера нельзя сделать качественный автобус"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть