Офис компании "Майкрософт" в Пекине возле станции метро Жи Чун Лу. Второй час ночи. Под офисом длинная шеренга такси с отворенными дверцами. Водители таким образом экономят горючее, чтобы не тратить его на кондиционирование машин. Грязный ветерок развевает их белые рубашки, мокрые от пота.
По пути домой я проходил мимо сотен представительств известных компаний. Свет в офисах горит до утра, и таксисты не разъезжаются, поджидая трудоголиков.
Как и в других странах, где эти компании пустили корни, в Пекине офисные здания также из стекла и стали. С улицы видно работников, но без магнитного удостоверения внутрь не попасть. Даже лифт не заработает, если не поднесешь к сканеру карточку. Без специального разрешения директора компании не может войти даже полиция. Законы и правила страны за порогом компании не действуют.
За сотнями столов в пекинских офисах сотни прекрасных китайских девушек и ребят. Их месячная зарплата — $130. Час работы стоит $1. Сверхурочный — $1,5. На последний, не колеблясь, соглашаются все. Потому двери компаний открыты 24 часа в сутки, семь дней в неделю. А в офисных помещениях есть кровати, рестораны, кондиционеры, торговые автоматы и игровые комнаты. У большинства работников жизнь в офисе комфортнее, чем дома.
— Если мне здесь не нравятся условия труда, они всегда могут найти сто китайцев, готовых делать это за еще меньшие деньги, — объясняет мне знакомый местный программист.
Это длится столько, что уже стало нормой. Люди не могут вспомнить, была ли до этого жизнь лучшей. Двадцать лет тому назад пекинцы еще не имели стиральных машин, а сегодня счастливые рабы гуляют с собаками в парках и наслаждаются чистым голубым небом, не зная, что в других странах такой цвет называют серым.
Богатые пекинцы были бы средним классом в Токио или Сеуле. Их коричневые сигары и модные автомобили рассмешили бы богатеев Кореи или Европы. Но это лишь вопрос времени. Ведь китайские богатеи учатся всему у белых очень быстро.
Сегодня в Пекине масса иностранцев. Они живут в лучших районах города. Там, куда больше всего калек и их детей ежедневно выходят за милостыней.
Типичная картина для богатого квартала Сен Ли Тун. Больная китаянка с язвами протягивает руку к прогуливающемуся европейцу. А его богатый китайский товарищ говорит ему на ломаном английском: "Не давай ей ничего. Некоторые из этих попрошаек живут в больших и лучших домах, чем мы с тобой". Европеец уже напрягся и спешит домой, чтобы снять рубашку и бросить ее в стиральную машину. Конечно же, без другой одежды, потому что эта рубашка загрязнит другие вещи невидимой слюной, которая могла попасть от нищенки. Правда, на такое его богатый китайский друг еще не способен. Включить стиральную машинку на полный режим на 2 часа, чтобы постирать одну рубашку! Даже зажиточному пекинцу это кажется безумием.
Счастливые рабы гуляют с собаками в парках
Так выглядит распространение цивилизации, которую мировые корпорации подают под брендом "западной культуры". Однако цивилизация, которая якобы сориентирована на человеческие ценности, общение, помощь друг другу, уже заметно делится на тех, кто имеет вещи из телерекламы, и тех, кто эти вещи хочет иметь.
Человек со средним достатком видит рекламу последнего айпода на телевидении, потом однажды в метро видит такой же у пассажира. Как купить и себе такой? Легче всего — поработать несколько лишних часов на ту же компанию, которая рекламирует эти вещи на телевидении.
Я вижу иронию в том, что чем больше город, тем больше в нем попрошаек.
Когда же люди поймут, что деньги — это как одеяло: если кто-то потянет больше, чем ему нужно, человек на другом конце кровати будет мерзнуть? Как долго мы будем верить лжи, которой кормит нас либеральное общество? Мол, все люди могут стать богатыми одновременно. Или если другие люди бедны, — они сами в этом виноваты. Если они не тянут достаточно сильно, чтобы остаться под одеялом, то они слабы и тупы, и не достойны привилегии быть укрытым. Мы перешли к обществу, где каждый все сильнее тянет одеяло на себя, и только тогда получает большую часть одеяла — того, что мы называем "высокими стандартами жизни".
На каждой улице Пекина, да и во всем Китае чуть ли не в каждом магазине есть круглосуточное интернет-кафе. В каждом — сотни компьютеров и сотни безработных выпускников колледжей, которые часами просматривают объявления работодателей. Они не подозревают, что, проходя мимо богатого европейца и его китайского друга, они проходят мимо двух представителей одного процента населения земли. Этот один процент — причина их бедности, он бросает их в призрачный мир онлайна, чтобы забыть, в каких долгах живут и как им придется искать пару юаней, чтобы поехать в набитом автобусе в городские дебри, которые они называют домом. Они пытаются приобрести самые модные вещи, надеясь, что будут выглядеть достаточно "цивилизованными" в глазах голубоглазого завоевателя и его китайского друга. Возможно, их даже подберут, чтобы заменить какого-то молодого китайского работника, который много жаловался, что его вынуждают работать 16 часов, чтобы уложиться в сроки проекта.
Комментарии
1