Если бы в начале 1990-х Украина сохранила статус ядерного государства, то смогла бы развивать высокие технологии и строить вокруг них экономический потенциал и армию. Об этом говорит старший научный сотрудник Института ядерных исследований Анатолий Шведов, 63 года:
— Ядерные технологии сегодня имеют двойное применение — для вооружения и в космической, электронной отраслях. До 60 процентов экономики США, Японии, Китая, Франции, Германии базируются на этом. В период ядерного разоружения руководители Украины не смогли оценить ситуацию. Взамен оружию мы получили словесные гарантии, потому что договоренности в Будапеште и Лиссабоне не имеют юридической силы. Мы первые сняли тельняшку, а когда стало холодно, никто не дал бушлатика, чтоб погреться.
У Украины остались научный, военный кадровый потенциал, авиационная составляющая. Мы эксплуатируем 15 атомных энергоблоков, построили реакторы в Китае. Но ракетные шахты взорвали, ракеты продали, стратегические бомбардировщики порезали на утиль. Пока мы разрушали, Китай скупил старые космические программы: полета на Марс, на Луну. Они сейчас учатся и до 2020 года таки будут в космосе.
Развитие ядерных технологий таково, что фермер в Финляндии собрал реактор и попросил разрешение на его запуск. То есть отдельные государства без заявления о ядерном статусе могут выпускать ядерное оружие. Индия, скажем, без страха перед США и другими ядерными странами развила свой атомный потенциал. Пакистан тоже. Теперь с ними все, даже американцы, разговаривают осторожно. Ядерное оружие используют для политического сдерживания. Оно могла бы гарантировать настоящий нейтралитет, и мы бы не решали, в какой военный блок вступить.
Комментарии
12