Ексклюзивы
вторник, 21 октября 2008 15:57

"Я тоже включил бы "Землю" Довженко в десятку самых выдающихся мировых лент"

  Анджей Вайда: ”Я не осмелился бы снять кино о польско-украинском конфликте 1943–1944 годов на Волыни”
Анджей Вайда: ”Я не осмелился бы снять кино о польско-украинском конфликте 1943–1944 годов на Волыни”

Польский кинорежиссер Анджей Вайда, 82 года, недавно снял свою 54-ю ленту "Портрет женщины". Он имеет все высшие мировые кинонаграды: каннскую "Золотую пальмовую ветвь", венецианс кого "Золотого льва", американского "Оскара". Вайда рассказывает, что в Польше снимают на налоги от кабельных телекомпаний и ки нораспространителей.

Подавляющее большинство ваших картин — о прошлом или же экранизация классических произведений литературы. Вас не интересует современность?

— Сценарий к моему фильму о современности "Человек из железа" пролежал 12 лет. Чтобы делать такое кино до 1989-го, нужно было благосклонно относиться к режиму, который господствовал у нас после войны. Мне хотелось показать, что Польша — не шестнадцатая республика СССР, и ее история начинается не в 1945-м. К тому же сейчас в Польше низкий уровень литературы, а именно она в свое время подталкивала нас к фильмам на современную тематику. Берясь за новую ленту, я всегда отдавал преимущество литературному произведению, а не специально написанному сценарию. Его создают всегда на заказ или под определенных актеров. А литература — независима. Вот только современных писателей в Польше больше интересуют они сами, а не проблемы общества.

Ваши фильмы освещают чуть ли не все драматические страницы истории Польши за последние два века. Не планируете снять кино о польско-украинском конфликте 1943–1944 годов на Волыни?

— Не осмелился бы. Я там не жил и почти ничего не знаю о тех людях. А без этого хорошего фильма не снять.

Как считаете, почему во времена тоталитаризма в наших странах кино больше развивалось, а когда наступила свобода, начался кризис?

— В тоталитарном государстве общество не имеет своего политического представительства. И его голосом становятся артисты. Мы во времена коммунизма боролись не за то, чтобы сделать кино политическое, а за то, чтобы оно вообще появилось на экранах. Потому что артист не может кричать к обществу, высунувшись в окно. Сколько людей его тогда услышит? В 1981 году после премьеры моей ленты "Человек из железа" аудитория встала и запела национальный гимн. Для меня это было выше любой награды. Но сейчас это уже невозможно. Информацию, которую зритель тогда получал через кино, теперь подает телевидение. В настоящее время билет в кинотеатр стоит 18–20 злотых (почти 40 гривен. — " ГПУ"). Кино стало развлечением для богатых. А это не есть группа недовольных. К чему их можно подстрекать? Им нужно отдыхать после тяжелого рабочего дня. И так было не только у нас. Итальянский неореализм, американское черно-белое кино 1950-х — это были времена, когда кино владело душами. А сегодня? Оттуда и происходит этот кризис. Хотя Польша медленно из него выходит.

Как именно?

— У нас несколько лет действует закон о кинематографе, согласно которому кабельные телекомпании и дистрибьюторы фильмов платят налог в пользу отечественных кинопроизводителей. В прошлом году лишь на эти деньги в Польше сняли 40 фильмов. И это не учитывая лент, снятых на средства спонсоров.

После премьеры "Человека из железа" аудитория встала и запела национальный гимн

Теперь перед нами задача — добиться от дистрибьюторов, чтобы они соответственно относились к национальному кино. Ведь это преимущественно некоммерческие ленты. А польское общество имеет право смотреть в кинотеатрах картины, в которых говорят по-польски. Французы первыми дошли к этому. Сейчас снимают 200 лент ежегодно. Мы их не знаем, но там люди на них ходят.

Какая из последних лент европейского кино вас поразила?

— Чрезвычайно понравился фильм "Поговори с ней" Педро Альмодовара. Но я спросил сам себя: могли бы мы в Польше снять такое кино? Нет, у нас не было своего Луиса Бунюеля. Он придумал новое отношение к реальности.

В Украине есть определенный культ Александра Довженко. Историки культуры утверждают, что его фильм "Земля" принадлежит к десятке лучших лент мирового кинематографа. А это не совсем понятно современному зрителю.

— Я так же поместил бы его в ту десятку. До Довженко никто не снимал село, природу. Эти поэтические кадры с дождем в яблоневом саду... Потом уже все стали подражать этим приемам.

Часто поздние фильмы режиссеров заметно уступают в качестве предыдущим лентам. Есть ли у режиссеров правило, как у спортсменов: лучше уйти раньше, чем позже?

— Люди чаще всего не задумываются над тем, что жизнь коротка. А вот для кинорежиссера это очевиднее: не успеешь снять и 50 лент, как уже и конец. Потому я, заканчивая один фильм, думаю уже о другом. По-видимому, это, а еще работа с людьми, дают мне здоровье. Есть в планах сделать еще пару картин. Как найду хорошую тему — сделаю о современной Польше.

Сейчас вы читаете новость «"Я тоже включил бы "Землю" Довженко в десятку самых выдающихся мировых лент"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть