По состоянию на начало этого года в Украине было 7,2 млн. грузовых и 5,9 млн. легковых автомобилей. Ожидается, что к концау 2007-го будет 7,8 и 6,5 млн. соответственно.
Количество машин стремительно растет, в то время как об автодорогах государство особо не заботится. Это приводит к пробкам в больших городах. Увеличивается нагрузка на действующие междугородные дороги, растет аварийность. Так, за девять месяцев этого года произошло 44,7 тыс. аварий, в которых погиб 6521 человек. Это половина от количества погибших в Афганистане за 10 лет тогдашней войны.
Больше всего проблем с автотранспортом — в Киеве. Здесь сосредоточена десятая часть всего автопарка страны.
— Ситуация катастрофическая, — говорит заместитель председателя Всеукраинского союза автомобилистов Василий Грищук, 55 лет. — Количество машин увеличивается ежедневно, для решения транспортных проблем ничего не делается. Не расширяется сеть дорог, не сооружаются новые развязки. Сегодня транспорт уже стоит на тротуарах, а пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть.
В то же время, по оценкам специалистов, наши автодороги могут пропускать вдвое, втрое больше автотранспорта, чем есть в стране сегодня. Но для этого нужно, чтобы они отвечали международным стандартам. Например, образцовой Василий Грищук считает дорогу от Киева в аэропорт Борисполь — но это меньше 20 км. И подобных в Украине практически нет. В хорошем состоянии дорога от столицы до Житомира, а дальше — во Львов — уже хуже. Некоторые отрезки нуждаются в срочном ремонте. Неплохие трассы — на Одессу, Харьков. Местные же автодороги в неудовлетворительном состоянии.
За девять месяцев этого года погиб 6521 человек
В целом в Украине — около 170 тыс. км дорог. Средний срок использования асфальтобетона, которым они покрыты, — 17 лет. То есть, ежегодно нужно ремонтировать 10 тыс. км. Но за последние два десятилетия обновляли покрытие всего на 5–7 тыс. км. Поэтому сейчас в капремонте нуждаются 150 тыс. км автодорог, то есть около 90% всех существующих. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, ежегодно Украина должна выделять на их строительство и ремонт не меньше 20 млрд грн. В то же время в госбюджете на этот год предусмотрено всего 6 млрд. Еще 4,7 млрд планируют привлечь в виде банковских кредитов.
Много надежд возлагают на будущий футбольный чемпионат Евро-2012. До тех пор ситуация должна якобы кардинально измениться: в развитие транспортной инфраструктуры планируется вложить 25 млрд евро. Среди прочего предусматривается сооружение автомагистрали Львов–Винница–Днепропетровск–Донецк и строительство большой Киевской окружной автодороги. В целом, по концепции транспортного обслуживания чемпионата, планируется строительство 806,1 км современных скоростных дорог по новыми направлениями и реконструкция 559,1 км действующих магистральных трасс. Еще на 2900 км дорог проведут капремонт.
Конечно, для этого нужны инвестиции. Не так давно Украина появилась в первой двадцатке составленного ООН списка наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран на 2007–2009 годы. Заинтересованность инвесторов связана именно с проведением Евро-2012. Однако существуют большие проблемы.
— Вложение иностранных капиталов в сооружение автодорог в Украине тормозит высокая стоимость работ и отсутствие государственных гарантий, — говорит главный стратег компании "Альфа Капитал Украина" Сергей Кульпинский, 32 года. — А также отсутствие законодательства в сфере концессионного строительства, которое давало бы четкие представления о будущих прибылях инвестора от платных автотрасс.
Комментарии