Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специальная антикоррупционная прокуратура громко отрапортовали об успехах. Но промолчали о главном — не посадили ни одного топ-коррупционера. Хотя органы должны заниматься вопросами коррупции среди высокопоставленных лиц. Поводом для пиара стал отчет антикоррупционеров за последние полгода работы. Хотя в действительности НАБУ начало деятельность около девяти месяцев назад.
За девять месяцев работы антикоррупционеры стали фигурантами рекордного количества скандалов
По результатам работы бюро обвинительный приговор суда объявили двум лицам. И это — при полумиллиардном финансировании из госбюджета и почти 500 работниках.
Зато НАБУ и САП ввязались в политико-экономическую борьбу на стороне одного из кланов во власти, "вождем" которого считают Михеила Саакашвили, а "серым кардиналом" — его партнера, российского олигарха Константина Григоришина. Относительно их оппонентов применяют и "маски-шоу", и незаконные аресты, и запугивание свидетелей, и другие методы эпохи Януковича-Пшонки.
А еще новые антикоррупционные структуры не любят критики. В отсутствии результатов у директора НАБУ Артема Сытника и главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого всегда виноват кто-то, кроме них: Генпрокуратура дел не передает, суды не такие решения принимают, Верховная Рада закон о "прослушке" специально для НАБУ не принимает.
Так, оказывается, парламент виноват, что пойманного на взятке судью Днепровского райсуда столицы Николая Чауса не задержало Национальное антикоррупционное бюро, и он спокойно ушел в отпуск. Мол, не может НАБУ задержать судью без согласия Верховной Рады. Вице-спикеру Оксане Сыроид пришлось объяснять — НАБУ и без согласия депутатов на задержание судьи имеет право расследовать дело и применять к подозреваемому другие меры. А после приговора суда, в соответствии с Конституцией, согласие парламента на задержание судьи не нужно.
Главные "достижения" в том, что ведомства Сытника и Холодницкого стали фигурантами рекордного количества скандалов. Вот самые громкие из них.
Дело против Сытника, или контроль "домушников" за детективами
Источник самых громких скандалов — это состав Совета общественного контроля при НАБУ. В отличие от общественных советов других ведомств в бюро он имеет особенное значение — без Совета не принимают ни одного серьезного кадрового решения. Он набирает детективов, которые расследуют дела. Но в его состав входили люди с судимостями (у Дмитрия Шерембея их три — за квартирные кражи). Люди, которые в декларациях скрывали свою недвижимость (Виталий Шабунин). Люди, которые по закону не имели права совмещать работу в Совете с депутатской (Алексей Гриценко на момент избрания в состав совета был депутатом Киевсовета).
Артем Сытник сначала игнорировал требования в соответствии с законом о НАБУ исключить из Совета скомпрометированных. Потом таки изменил его состав. Но по обращению нардепа Игоря Луценко суд обязал прокуратуру возбудить уголовное дело против Сытника.
Коррупционер во главе управления антикоррупционного бюро
В конце апреля этого года конкурс на должность директора Одесского территориального управления Национального антикоррупционного бюро выиграл 33-летний Семен Кривонос. Мог задерживать коррупционеров не только в Одесской, но и в Херсонской, Николаевской и Кировоградской областях.
Журналисты программы "Следствие. Инфо" выяснили — осенью позапрошлого года Кривонос стал фигурантом уголовного осуществления за взятку в особо крупном размере. Возглавляя на Киевщине Обуховский райотдел госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество, он с сельским председателем Старых Безрадичей требовал от предпринимателя $120 тыс. за выделение земельного участка.
Декларация Кривоноса вызывает немало вопросов. Например, при заработке 2 тыс. грн на месяц он с женой владеет квартирой, домом, 7,5 гектара земли.
17 июня, через два дня после интервью "Следствия. Инфо" с Кривоносом, он отказался от должности директора Одесского управления НАБУ. Ведомство объявило новый конкурс. Но ответа на вопрос, кто допустил на одну из ключевых должностей в бюро коррупционера, общество так и не получило. А Кривонос работает на Одесской таможне.
Янукович навсегда
Третий громкий провал — отсутствие уголовных осуществлений против столпов режима Виктора Януковича, которые подпадают под прямую юрисдикцию НАБУ.
Сергей Левочкин (глава Администрации президента в 2010–2014 годах. — ГПУ) и другие одиозные личности до сих пор сидят в парламенте и зарабатывают на украинцах.
В то же время видим странную реакцию Артема Сытника на предложение передать его ведомству дела по возвращению активов "семьи" Януковича. А это — десятки миллиардов для госбюджета. По мнению Сытника, если Генпрокуратура передаст эти дела антикоррупционному бюро, это затормозит расследование. Мол, кто начинал эти дела, тот пусть и завершит. Это выглядит своеобразным самообличением.
Хорошо, а почему тогда НАБУ самостоятельно не инициировало ни одного осуществления ни по Януковичу, ни по его соратникам?
И еще — НАБУ рапортует, что с февраля по август 2016 года конфисковало более 411 млн грн, $75 млн и 7 млн евро. В целом — более 2,4 млрд грн. А в деле Онищенко фигурирует вообще 3 млрд грн нанесенных государству убытков. Однако бюро молчит о главном. Это лишь виртуальные цифры. Вернуть деньги можно только в случае обвинительных судебных решений по делам. Сколько лет будут возвращать? Судя по результатам работы НАБУ — до бесконечности.
Между тем активы Януковича и его семьи, по которым Национальное антикоррупционное бюро отказалось проводить расследование и возвращать их государству, составляют значительно больше суммы — 33 млрд грн.
Антикоррупционный прокурор требовал взятку?
Оказалось, у руководителя САП есть коррупционные скелеты в шкафу. "Антикоррупционного прокурора должны допросить следователи за вымогание взятки", — пишет в "Фейсбуке" нардеп Виталий Куприй. Речь идет о вымогании $200 тыс. у бывшего депутата Верховного Совета Крыма Василия Ганиша.
Недавно СМИ опубликовали заявление военного прокурора сил антитеррористической операции, что Назар Холодницкий якобы попал "на крючок" бывших заместителей генпрокурора Украины Виталия Касько и Давида Сакварелидзе. Куприй подал официальное депутатское обращение, но Холодницкий изо всех сил пытается замять скандал и не допустить открытия уголовного дела.
Расследование злоупотреблений НАБУ
Еще один громкий провал — так называемое дело ОПЗ. Топ-менеджеров Одесского припортового завода Сергея Перелому и Николая Щурикова арестовали детективы НАБУ, но они выиграли апелляцию и вышли из СИЗО. Антикоррупционное бюро и САП спешили "сшить" дело против них, которое появилось, когда проходил конкурс по приватизации ОПЗ. Антикоррупционные бюро и прокуратура даже отказались учитывать заключение аудита Госфининспекции, которая не нашла нарушений в деятельности руководителей предприятия.
Еще НАБУ использовало судью Соломенского райсуда столицы Андрея Макуху, против которого само же открыло осуществление за нарушение присяги. Судья с зимы ожидает увольнения Верховной Радой. А первый заместитель Сытника Гизо Углава — давний соратник руководителя Одесской облгосадминистрации Михеила Саакашвили, который мог быть заинтересован в срыве приватизации ОПЗ. Ведь его цена уже обвалилась по меньшей мере на 4 млрд грн, а вместо западных инвесторов заводом теперь интересуются отечественные и российские олигархи.
Эта история, как и предыдущие, остро поставила вопрос об объективности и непредвзятости антикоррупционного органа. В конечном итоге, Генпрокуратура назначила досудебное расследование правонарушений, совершенных самим НАБУ и судьей, — по фактам злоупотребления должностными лицами бюро своим служебным положением, возможного их вмешательства в работу судьи и вынесения заведомо неправосудного решения судьей Макухой.
Комментарии