Президент должен отправить правительство в отставку, считает заместитель главы"Фронту змін" Андрей Пышный, 36 лет.
Как оцениваете экономическую политику правительства за год?
— Она непоследовательна, деструктивна и разрушает украинскую перспективу. Международное рейтинговое агентство "Мудис" обнародовало прогноз роста валового внутреннего продукта в этом году — всего 4 процента. Эксперты агентства указывают: в Украине "отсутствует ясность относительно обязательств и полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти, а также имеется непредсказуемость экономической политики правительства". Они предостерегли от эйфории из-за того, что за первые два месяца года ВВП вырос на 5,5 процента.
Что замедлит темпы роста экономики?
— В первую очередь, цены на нефть и изменения внешней конъюнктуры. Главным фактором роста экономики является экспорт. Поэтому за достижения 2010-го нужно благодарить не правительство, а страны, в которых был высокий спрос на нашу продукцию, — Китай и Индию.
В чем действия правительства непредсказуемы?
— Налоговый кодекс дважды заносили в парламент и выносили, а прислушиваться к предпринимателям начали только после Майдана. Поручения президента — за два месяца подготовить законопроект об упрощенной системе налогообложения — не выполнили. Правительственные чиновники предлагают новую концепцию Налогового кодекса, которая не имеет ничего общего с интересами малого и среднего бизнеса и разрушает его как экономический класс.
Кабмин три месяца громко пиарился на пенсионной реформе. Сейчас никто не берет на себя смелость внести законопроект в парламент. Правительственные чиновники чувствуют, что за ними нет правды, поэтому им не хватает политической воли для дискуссии с обществом.
Какие главные провалы в экономической политике?
— Правительство последовательно в наращивании налогов, в лоббировании узкопартийного интереса, в цементировании себя во власти. Мы экспортируем добавленную стоимость в другие страны вместо того, чтобы оставлять ее у себя. А с этим экспортируем рабочие места и собственное будущее. Отрицательное сальдо торговли товарами — 62 процента, почти 10 миллиардов гривен. За год его увеличили вдвое. Украина становится сырьевым придатком.
Когда отдавали Севастополь России еще на 30 лет, то говорили, что получим скидку на газ. А ее получили Эстония и Италия — по 15 процентов, которые находятся на 1,5-2 тысячи километров дальше от источников поставки газа. Украина теперь дотирует "Газпром", беря фиксированную плату за прокачку газа. В Европе тариф 3–7 долларов, а у нас — 2,74. Результат политических договоренностей в Харькове украинцы видят в платежках на коммуслуги.
Масло завозим из Беларуси, картофель — из Египта, овощи — из Турции, гречку — из Китая. Внутренний рынок сельскохозяйственной продукции "лежит". Зато его бодро монополизируют. Частная структура "Хлебинвестбуд" получает больше всего квот на экспорт зерна и право привлекать иностранное финансирование под гарантии государства.
Азаров хвастается низким уровнем инфляции.
— Украинцам теперь остается только доставать из своего кармана все больше денег. А положить туда нечего. Задолженность по зарплате и безработица растут. По меньшей мере полтора миллиона граждан не имеют работы. За год безработица может вырасти еще на 28 процентов.
В Счетной палате говорят, что размер прожиточного минимума и все социальные выплаты в прошлом году выросли на 2,2 процента. А индекс инфляции составлял 9,8. Следовательно, реальный размер прожиточного минимума уменьшился на 7,6 процента. При этом молоко подорожало на 33 процента, мука — на 51, капуста — на 100, гречка — на 260.
Премьеру стоит попробовать прожить на 2 тысячи гривен. Столько получают больше половины украинцев. А почти четверть — 1000. Денег на одежду не хватает 18 миллионам, на еду — пяти миллионам. За чертой бедности 12,5 миллиона. Но эту статистику правительство демонстративно не замечает.
На что следовало бы пустить ссуды Международного валютного фонда?
— При теперешних условиях тратить эти деньги неэффективно. Потому что из каждого доллара, одолженного на инфраструктурные объекты, 30 центов ложится в карман коррупционера. Для многих чиновников доступ к госзакупкам — это пик их политической карьеры. Отсюда и такой низкий удельный вес иностранных инвестиций в Евро-2012. Потому что инвестор защищает свои средства, а госбюджет беззащитен. Если половину госбюджета разворовывают, то ссуды — это деньги в песок.
Может ли политика правительства привести к дефолту?
— Украина сейчас на шестом месте по уровню угрозы дефолта. Темпы роста украинской экономики не успевают за наращиванием государственного долга. В прошлом году он вырос на 37 процентов. В этом году должны одолжить 107 миллиардов гривен. Вероятность дефолта очень возрастет, если МВФ перестанет предоставлять кредиты. Имея 281,5 миллиарда гривен доходов бюджета и дефицит в 40 миллиардов, выплатить 88 миллиардов долгов невозможно.
Возможна ли отставка правительства?
— Надеюсь, аналитики в Администрации президента прислушаются к мнению украинцев. Ведь две трети людей не поддерживают действий власти.
Комментарии
1