В первый класс в этом году пошли почти 378 тыс. детей. Перед ними — незнакомый коллектив, новый режим дня и достаточно большие умственные нагрузки.
— Весь первый год родители должны учиться со своим ребенком, помогать ему собирать портфель и выполнять уроки. Интересоваться всеми школьными событиями, — говорит 48-летняя Ирина Шапошникова, заместитель директора Института педагогики и психологии Национального педуниверситета. — В любом случае не перекладывать это на нянь или гувернанток.
Также Шапошникова не советует родителям завышать требования к детям.
— С наступлением 1 сентября ребенок не превратится во взрослого. Потому если хочет взять с собой в школу любимую куклу или мягкую игрушку — не возражайте, — замечает педагог.
Особое внимание стоит уделить выбору школьных принадлежностей и ученической формы. Ребенку должна нравиться одежда, в которой он идет в первый класс.
— Форма также помогает адаптировать ребенка к школе, — объясняет президент Украинской ассоциации психоанализа Светлана Уварова, 44 года. — Она будто сигнализирует о том, что класс — это дисциплинарное пространство. В нем существуют четкие и обязательные для всех правила.
Впрочем, тяжело 1 сентября и учителям. Ведь непросто справиться с шумным коллективом шестилеток.
— Необходимо уменьшить наполняемость младших классов до 15 детей вместо нынешних 30-ти, — считает преподаватель лицея "Лидер" Наталия Коваль, 39 лет. — Однако, если сегодня у вас есть только 25 школьников, класс не откроют.
Принять шестилеток на должном уровне готовы далеко не все украинские школы. Во многих не оборудованы спальни и игровые комнаты. Да и в самых комфортных условиях ребенок может чувствовать себя одиноким. Потому по крайней мере в первые дни его не стоит оставлять в школе до вечера.
В целом, готов ли малыш стать первоклассником, придется решать за полгода до сентября. Собеседования для будущих школьников начинаются в апреле. Этот "экзамен" может вызвать у ребенка комплекс неудачника и заранее отбить желание учиться, говорят специалисты.
Необходимо уменьшить наполняемость младших классов до 15 детей вместо нынешних 30-ти
30-летней киевлянке Светлане после школьного тестирования посоветовали оставить сына в детсаду еще на год. Мол, у ребенка преобладает игровая функция, потому на уроке он будет невнимателен и не сможет высидеть необходимые 30 мин.
— Я обратилась к другому психологу, — рассказывает мать. — Она сказала, что ребенок готов к школе. А отсутствие игровой функции в шестилетнем возрасте было бы отклонением от нормы.
— В Украине нет стандартизированных тестовых программ, потому учителя и психологи пользуются разными методиками. Нередко — западными, которые нашим детям не подходят, — объясняет Светлана Уварова.
Директор детского центра раннего развития "О"кешкин клуб" Инна Яровенко, 38 лет, считает дошкольное тестирование поводом отказать ребенку в приеме:
— Именно так его используют во многих школах, лицеях и гимназиях. К детям выдвигают завышенные требования, проверяют навыки добавления и вычитания, требуют говорить на английском, читать на скорость и решать устно задачи на три действия.
Это при том, что экзаменовать или тестировать будущих первоклассников в Украине официально запрещено.
— Однако юридических оснований для обжалования вы не найдете, — говорит Ирина Шапошникова. — Тестирование — это рабочее, неофициальное название процесса. Формально речь идет о проведении с ребенком собеседования, о вполне законном обследовании малыша на предмет готовности к школе.
Комментарии