В селе Франковка Лисянского района райгосадминистрация передала в частную собственность 30-гектарное поле. Крестьяне выпасают на нем коров. Теперь боятся, что им запретят это делать.
Пастбище расположено за пределами села. Раньше там было пахотное поле.
- Во времена независимости его перестали пахать и сделали выгон. Мы здесь уже давно коров пасем. Расположено сразу за селом - нам выгодно. Рядом - река Гнилой Тикич, - рассказывает пастух 40-летний Дмитрий Пампушко. С женой 41-летней Валентиной Городиской в пятницу утром пасут сельскую череду. В ней 47 коров.
Идем по полю.
- Осторожно, в говно не вступи, - предупреждает. - Пастбище совсем никудышнее. Одни репейники. В прошлом месяце одна корова издохла, разобрали кишки, а там ничего нет, кроме сорняка. Значит, кто-то гербицидами опрыскал. От этого сразу дохнут. Как заберут у нас пастбище - вафли будут селу. Хозяйства нет, одни мелкие фермеры. Выживаем, продавая молоко. У меня восемь коров. Семь - дойных. Еще есть два бычка, две телочки, племенной бугай и две кобылы. Еле в хлев их запихиваю.
Дмитрий подтягивает штаны.
- Видишь, восемь коров, а штаны драные. Мои семь коров приносят в месяц 2500 гривен. А работать приходится тяжело. Здесь за ними набегаться надо. Выгоняем коров в 7.30. Пасем до полудня. Потом гоним домой на дневное доение. Опять выгоняем в 14.30 и пасем до 19.30.
Показывает распоротую на бедре штанину.
- Напиши, пусть братуха Янукович вертолетом привезет мне мини-трактор. Я же настоящий фермер, ни у кого в селе сколько коров нет, как у меня, - улыбается.
Доходим до края пастбища.
- Там, видишь река. А здесь, - показывает справа, - лес. На том берегу тоже можно пасти, но для этого паром надо запустить, потому что кладки нет. Вон стоит водонапорная башня. По полю проложены трубы на газ. Рядом - электроподстанция. Все условия есть. Вот те деятели из района втихаря и продали наше пастбище. Раздали подставным людям по 2 гектара. Хотели здесь построить коттеджный городок. Уже акты на землю раздали. Из Лисянки пригнали осенью трактор. А наши люди выбежали на поле и не дали ему работать. Тот тракторист покрутился, да и поехал.
Районная власть предлагала крестьянам другое место для пастбища.
- Говорят, чтобы гнали черт знает куда через поля по дороге. Разве же корова пройдет несколько километров, чтобы не зайти на поле и не попастись? Это сразу дохлый вариант.
Едем в сельский совет.
- В Черкассах уже состоялось 10 судов, - говорит бухгалтер сельского совета соседнего села Каменный Брод 37-летняя Елена Полищук. Франковка относится к Каменнобродскому сельсовету. - Распоряжения бывшего председателя РГА Вячеслава Бабенко упразднили. А толку из того? Земельные акты были розданы людям. На суды приехали двое из Киева, а остальные не явились. Киевляне рассказали, что за 100 гривен написали заявление на выделение земли, дали паспортные данные и код. Получили деньги и забыли об этом. А здесь вдруг - суд. Но толку от того суда никакого. Он же акты на землю не упразднил. Они так и остались у тех людей на руках. Теперь по каждому акту нужен отдельный суд. Но кто его ожидать будет? В любой момент приедут, отберут землю силой, и все будет законно.















Комментарии