Долговой "тест" для власти

За 2018-2020 годы Украина должна выплатить по долгам примерно $16 млрд

27 августа исполняется ровно три года с момента легализации крупнейшей спекуляции 21 века, в которую была втянута Украина. В этот день в 2015 году правительство Украины официально одобрило сделку тогдашнего министра финансов Натальи Яресько по так называемой реструктуризации внешнего долга.

Очередная годовщина этой сделки - хороший повод для налогоплательщиков задать вопрос политикам: а кто и как собирается отдавать эти и другие долги Украины? Но сначала – немного новейшей экономической истории.

Сделка Яресько

В конце августа 2015 года украинские СМИ сообщали, что Украина договорилась с комитетом кредиторов о реструктуризации $19,3 млрд долгов и списании 20% их основной суммы.

В правительстве, которым тогда руководил Арсений Яценюк, такие условия реструктуризации сочли победой. Но спустя три года эта сделка все отчетливее выглядит тем, чем она и была изначально по существу -- аферой, втягивающией Украину в кабальные условия и фактически отсекающей экономическое развитие Украины на ближайшие 20 лет.

Напомню, что собой представляла эта сделка.

Структуризация 80% долга заключалась в том, что облигации (обязательства Украины) номиналом в 1000 долларов были заменены на облигации номиналом в 800 долларов с повышенем средневзвешенной купонной ставки с 7,22% до 7,75% годовых и переносом срока погашения на 4 года - с 2015-2023 гг. на 2019-2027 гг.

То есть платить по этой части долга надо будет уже со следующего года. И платить немало. Например, та же Греция платила ЕС по своим долгам по ставке 2,5% Да и Украина платит под гарантии правительства США - 2,1% , и по кредитам МВФ -- 3%.

Никакого списания $3,6 млрд долга не было. Это фикция

Но если с реструктуризацией основной части долга все более-менее понятно, то списание 20% долговых обязательств стоимостью 3,6 млрд. дол. – это фикция. Потому что никакого "списания" на самом деле не было.

Фактически был установлен особый порядок погашения долга, по которому правительство Яценюка взяло на себя обязательство в течение 20 лет, т.е в период с 2021 по 2040 год, выплачивать кредиторам дополнительные средства через так называемые инструменты восстановления стоимости - VRI (value recovery instruments).

И именно в условиях погашения VRI была заложена мина замедленного экономического действия: чем выше будут темпы роста ВВП, тем большую часть прироста ВВП придется отдавать кредиторам. Хотя и в 2021-2025 гг. выплаты по VRI ограничены 1% ВВП. И при росте экономики до 3% в год - выплаты нулевые. Но, например, при темпах роста от 3% до 4%, Украина должна будет отдать 15% прироста ВВП. А при росте более 4% - 40% прироста ВВП.

Чем выше будут темпы роста экономики, тем большую часть прироста ВВП придется отдавать кредиторам

Я считаю, что механизм VRI – это по сути маштабная спекуляция, ограничивающая экономическое развитие Украины. Даже при ограничениях размера выплат на первые 5 лет, Украина будет выплачивать 1,2 млрд. дол. в год (исходя из прогноза, что номинальный ВВП страны в 2019 году превысит 125 млрд. дол), что за 5 лет составит 6 млрд. дол. или 167% якобы прощенного долга!

То есть, Яресько, чтобы убедить кредиторов вот так "списать" 20% долга, то ли по собственной инициативе, то ли по указке извне, пожертвовала остальными важными параметрами реструктуризации — ставкой и временем отсрочки. Не говоря уже о более радикальных вариантах договориться с кредиторами. Чем вогнала Украину в долговую кабалу.

Думаю, что ответ на вопрос - чьи же интересы на самом деле представляла Яресько в ходе этих переговоров, еще предстоит выяснять следователям. Что, тем не менее, не снимает остроты проблемы выплаты государственных долгов Украины.

Чьи же интересы на самом деле представляла Яресько, еще предстоит выяснять следователям

Напомню, что во второе полугодие 2018 г Украина вошла с долгами под 2 триллиона гривен. По данным Минфина, на 30 июня 2018 государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 1.998,03 млрд. грн или $76,29 млрд. При этом на государственный и гарантированный государством внешний долг приходится 61,81% общей суммы долга.

Нынешний общий госдолг соизмерим с 80% ВВП страны. И, для наглядного сравнения, почти в 2,2 раза больше запланированных доходов Госбюджета-2018. И то при условии, что заложенная в законе о Госбюджете цифра доходов в 917,8 млрд грн окажется реалистичной.

Динамика долга, млрд долл.

Государственный долг Украины (прямой и гарантированный) на начало соответствующего периода (в% к ВВП):

За 2018-2020 г Украина должна выплатить по внешним доглам примерно $16 млрд. Сегодня у власти нет ответа на то, где они найдут деньги, чтобы заплатить хотя бы внешним кредиторам.

Банковая сама спровоцировала ситуацию, когда не может позволить себе даже гипотетически думать о дефолте. Ведь тогда рассыпется предвыборный миф Петра Порошенко об улучшении "жизни по-новому". С другой стороны, президенту страшно идти на повышение цен на газ как способ сбалансирования бюджета. Потому что этот удар по благосостоянию украинских семей вообще может похоронить и так небольшие шансы нынешнего гаранта попасть во второй тур президентской гонки.

Что делать?

Сегодня уже очевидно, что при нынешней власти вряд ли что-то в экономике кардинально изменится в лучшую сторону. Поэтому вопрос долга превращается в серьезную проблему для будущего благополучия каждого украинца. Вместе с тем, в политическое будущее нынешней власти тоже не верится.

А, значит, Порошенко и Гройсман уже не будут решать проблему долга.Это – задача следующего правительства. А заодно это – маркер готовности тех или иных политических сил к решению сложных экономических задач.

Я глубоко убежден: любая политическая сила, которая сегодня боится признать или отрицает, что, придя к власти, она начнет с вопроса о пересмотре долгов Украины – это популисты, которые ничего не понимают в экономике.

Что можно и нужно было сделать тогда, в 2015 году?

Одназначно - правительству необходимо было очень жестко говорить с кредиторами. Во-первых, о более длительной отсрочке выплаты долгов. Во-вторых, списывать долг нужно было на других условиях.

Не 20%, а как минимум — 50% долга можно было списать

Не 20%, а как минимум — 50% долга можно было списать. И не фиктивно, как это сделала Ярексько, а реально. У Украины были все основания в виде аннексированного Крыма, войны на Донбассе, сбежавшего президента и "нулей" на казначейских счетах.

В 2015 году надо было действовать в рамках форс-мажора. И кредиторы могли тогда согласиться на большее списание долга. В противном случае – объявлять дефолт.

Этот путь переговоров по реструктуризации Украине придется пройти еще раз, после смены власти в 2019 году.

Но это уже задача нового правительства, которое приступит к работе после парламентских выборов 2019 года. Потому что единственное, что может предпринять нынешний Кабмин – это взять новый кредит, чтобы погасить предыдущий. За счет украинских налогоплательщиков, естественно.

Поэтому партия "Основа" уже сегодня готовит варианты решения этой стратегической проблемы для украинской экономики.

Мы пригласим кредиторов за стол переговоров. И намерены вести переговоры о реальной реструктуризации внешнего долга жестко, а самое главное – с твердых проукраинских позиций. Исходим из того, что кредиторам тоже невыгодно, чтобы Украина стала банкротом.

Простого и быстрого разговора никто не ждет, но мы должны пересмотреть кабальные условия 2015 года согласно нормальным мировым практикам и геополитическому контексту, в котором пребывает Украина. От этого зависит будущее уже не только этого, но и следующих поколений украинцев.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи