В прошлом году в Мурованокуриловецком районе умерли 600 человек. Это наивысший показатель смертности в области. В районе 60 сел. Самыми первыми вымирают те, где нет фермерских хозяйств.
— Под угрозой вымирания зона около села Бахтин. Это сам Бахтин, Новоселка, Бахтинок, — говорит 62-летний Николай Шевчук, заместитель председателя районного совета. — Оттуда люди убегают, потому что нет работы. Земли арендует предприятие "Рубанское", которое выращивает только зерновые. Местных на работу не берут.
Ежегодно в районе рождаются около 200 детей, умирают втрое больше.
— Если пойдет такими темпами, то район исчезнет за десяток лет, — продолжает Шевчук. — В среднем в селах живут по 200 человек. Выходит, за год умирают три села.
В Бахтине в прошлом году умерли 63 человека.
— Больше ста человек поехали на заработки в Киев, Беларусь, Москву. В селе работы нет даже агрономам и трактористам. Трудоустроиться могут только учителя. Моя старшая дочка Людмила преподает детям немецкий. Пять лет училась, теперь получает тысячу гривен. А младшая Елена доучивается в Виннице на инженера. Она уже домой не вернется, потому что нет смысла, — говорит 46-летний Владимир Притуляк, директор школы.
В селе преимущественно старые глинобитные дома с деревянным забором, большинство пустые. Одноэтажная глиняная школа близ центра села. В нее ходят дети из шести ближних сел. Там 65 учеников.
— Дети стараются быстрее вырваться в город. После девятого класса едут учиться в Бар на учителей, строителей и механиков, — продолжает Притуляк. — В садике сейчас 15 детей. Значит, еще пять лет набираем первые классы и школу не закроют. В прошлом году в селе один ребенок родился. В этом году одна женщина ходит беременная.
Село живет на социальные выплаты. Младшие — на детскую помощь, старшие — на пенсию.
Умирают в возрасте 70-80 лет от старости и рака.
— Бабушки болеют раком груди и по-женски. Обращаются к врачам, когда уже сильно болит, на последней стадии. Тогда никто их не может вылечить, — говорит продавец магазина 55-летняя Галина Бабийчук.
— А к кому там обращаться, Галя, — спрашивает Мария Федоровна, 50 лет. — В Куриловцах в больнице сократили гинекологию, оставили два койко-места. Если есть третья роженица, то ей говорят везти с собой кровать, потому что негде положить. Или переводят рожать в больницу в соседний Могилев-Подольский. А к старым еще хуже отношение. Ты говоришь врачу, что у тебя поясница болит, а она тебе сердце слушает и выписывает таблетки от кашля.
Комментарии
1