Из лоскутов ткани и старых вещей 52-летняя винничанка Тамара Вовчарук шьет куклы. Женщина работает в городском статистическом управлении, имеет экономическое образование. Вместе с мужем Александром живут в двухкомнатной квартире.
На стене развешаны вышитые картины. Тамара говорит, что вышивал ее муж. На журнальном столике разложены свыше двух десятков кукол в украинских нарядах. Все элементы пошиты из ткани, волосы сделаны из ниток, одежда вышита вручную.
Шить мягкие игрушки Вовчарук начала 12 лет назад. Первой была игрушечная мышка.
— Как раз должен был наступить год Мыши, — вспоминает женщина. — Зарплату не выплачивали, а очень хотелось встретить новый год по-человечески. Я порезала старую детскую куртку, сшила несколько мышек, на головы им надела платочки.
Утром сложила игрушки в коробку из-под обуви, закуталась в платок, чтобы никто не узнал, и пошла продавать на Центральный рынок в Виннице. Сразу игрушки не покупали. Даже смеялись над ними. Потом подошла цыганка, попросила денег. Тамара сказала, что денег нет, и подарила ей мышку. Через 10 мин. все игрушки продались.
Вовчарук разорвала свои любимые бусы, чтобы сделать глаза куклам. Домотканую ткань привозили из села родственники. Одежду для игрушек вышивали вместе с мужем крестиком.
Пять лет спустя Тамара сшила кукольный вертеп по заказу винницкого костела.
— Двенадцать апостолов, Деву Марию и Иосифа делала два месяца, — рассказывает женщина. — Тяжелее всего было с Иосифом. Когда закончила, смотрю — на еврея похож. Стала плакать, что напрасно трудилась. А дочка мне Библию подсунула и сказала, чтобы я не мучалась, потому что в действительности те святые и были евреями.
Самую большую куклу, которую сшила мастерица, ростом в полтора метра, продала за 500 грн.
— Я ее на заказ мясного магазина сделала, — сознается Тамара. — Большая кукла держала розовую свинью. Но у магазина тогда не было денег, и они нашли другого покупателя.
Вовчарук несколько раз возила своих кукол на выставку в киевский Музей художественного искусства. Там их чаще всего покупали иностранцы.
— Они спрашивают, из какого региона, кто вышивал, где взяли ткань, — говорит женщина. — Наши покупают на подарки. Не спрашивают ничего, лишь жалуются, что дорого.
Комментарии