Этой фотографии 74 года. На ней — бригады комсомольцев села Пикови Калинивского района. Под яблонями обсуждают сбор урожая пшеницы.
В 1934-ом, после Голодомора, это было важнейшее событие в селе. В руках мужчин — записные книжки. Они записывают указания секретаря и количество собранного урожая. Ожидают других односельчан, чтобы вместе идти в поле. В центре сидит секретарь комсомольской организации села Мелания Шнайдер с кудрявыми волосами, заплетенным в две косы. Ей 21 год. Историю снимка рассказывает ее 59-летний внучаты й племянник Вячеслав Мельник из Пикова Калинивского района.
— Бабушка рассказывала, что хлеб собирали вручную. Женщины серпами жали, мужчины — косами, — говорит Мельник. — На уборку хлеба выходило все село. Делились на три бригады. Собранную пшеницу связывали в снопы. Тогда целую зиму в хлевах молотили. Бабушка работала еще и звеньевой на свекле. Часто сеяли свеклу, чтобы земля не пустовала. Была пятисотницей. Так называли тех, кому за работу выдавали по 500 центнеров сахарной свеклы.
Люди работали в поле до ночи. Домой шли с разрешения Мелании Шнайдер. По дороге пели украинские песни под балалайку.
— На той балалайке, что на фото, меня бабушка учила играть, — смеется племянник. — Это был второй популярный музыкальный инструмент после гармошки.
Вячеслав Мельник вспоминает ее жесткой. Любила одевать военную форму. В 1941-м добровольно пошла на фронт. Ее муж Андрей Омельченко погиб в бою. Они познакомились в Виннице. Андрей был секретарем райкома партии, Мелания — училась на библиотекаря в техникуме. Детей у них не было.
После войны женщина работала председателем сельсовета. Жила в гражданском браке с секретарем сельсовета Иваном Бадраком. Детей тоже не было. Каждое свое фото подписывала.
— Пробивная женщина, — вспоминает племянник. — У нее были большие связи. На то время паспорт или справку взять было тяжело. Она доставала. Много книжек читала о войне. О Жукове, Ленине могла рассказать, будто знала их ли чно.
Как-то Мелания Шнайдер не поладила с председателем колхоза и бригадирами на полях. Они ей отомстили — исключили из Коммунистической партии.
— Это для нее был сильный удар. Чтобы ее оправдали, возила взятки в Киев, — продолжает. — Справедливая была женщина. Не давала красть. Перед смертью восстановилась в партии.
Мелания умерла в 90 лет, в 2003-м. На похороны собрала 6 тыс. грн.
В Калинивском отделе милиции висит картина "Афродита любви" из Дерезденского музея. На ней изображена женщина с обнаженными плечами с белокурыми кудрявыми волосами. Вокруг маленькие ангелы. Это полотно Мелания Шнайдер привезла с войны. Она освобождала Дрезден. Картину подарила в 1999 году бывшему участковому села Петру Скичко.
Комментарии